МКБ "Радуга"

Х-45 Молния
противокорабельная крылатая ракета

История создания

    Ракета Х-45 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и оперения, что обеспечивало высокие маневренные характеристики.
Рисунок Х-45     По результатам исследований для ракеты Х-45 была выбрана наиболее оптимальная с точки зрения энергетики траектория полета, что позволило применить простую двигательную установку с однокамерным ЖРД. Многорежимный ЖРД С5.57 в КБ Химического Машиностроения им.А.М.Исаева разработан в 1971-1972 гг. Топливо самовоспламеняющееся, тип подачи топлива - турбонасосный агрегат. Горючее - ТГ-02, окислитель - азотная кислота АК-27М.
    По первоначальному проекту планировалось использовать инерциальную систему управления с радиокомандной коррекцией траектории полета. Предполагалось, что такое решение обеспечит поражение специальной БЧ крупной площадной цели или эскадры кораблей.
    Позже было предложено использование комбинированной системы управления состоявшей из гироинерциальной системы управления (ГИСУ) «Вихрь» с использованием цифровой ЭВМ и активной радиолокационной головки самонаведения «Гарпун» включавшейся на дальности 150 км от цели. Подобная система по расчетам позволяла поражать точечные цели - мосты, движущиеся корабли и т.п. Дальность захвата цели ГСН - 90 км.
    В окончательном модернизированном варианте предполагался выпуск двух вариантов ракеты - с ГИСУ «Вихрь» и с ГИСУ «Вихрь» с АРЛС ГСН «Прогресс». Разработка ГИСУ «Вихрь» велась филиалом МИЭиА под руководством Е.П.Попова (разработчики - Грачев, Глухов, Калачев).
    Применение на борту ракеты гироинерциальной системы и цифровой вычислительной машины потребовало создания на ДМЗ специализированных участков по контролю и отработке цифровой техники, освоения технологии пайки кабельных соединений с применением бифилярных проводов, новых типов соединителей и соответствующей переквалификации работников, что явилось существенным этапом подготовки к освоению последующих типов ракет.
    На ракете Х-45 в качестве основных конструкционных материалов были применены: нержавеющая сталь ЭИ-654 (баки), титановый сплав ВТ-20 (отсеки ГЧФ, ХЧФ, крыло, оперение); отдельные силовые элементы изготавливались из высокопрочных сталей 12Х2НВФА, 30ХГСА, стали ВНС-3, титановых сплавов ОТ4-1, ОТ-4, ВТ-5, ВТ5-1, ВТ5-Л и магниевого сплава МЛ-10.
Модель Х-45     В процессе разработки ракеты ведущими специалистами МКБ и завода были найдены и экспериментально отработаны ряд оригинальных конструкторско-технологических решений, позволивших существенно упростить и облегчить конструкцию, среди них: рулевая рама с ободом из сплава ВТ5Л и крестовиной из сплава МЛ-10; съемные панели теплозащиты баков из сплавов ОТ-4 и базальтовым волокном типа Б; тоннельные трубы для прокладки коммуникаций в баках; быстросъемное крепление переднего обтекателя с грузовым отсеком с помощью стяжного хомута.
    Одной из сложнейших проблем при разработке ракеты Х-45 была проблема создания термопрочного, эрозионностойкого радиопрозрачного обтекателя. Поиски, исследования, эксперименты проводились совместно специалистами МКБ, завода, ВИАМ, ВНИИСПВ. В результате проделанных работ была создана и отработана двухслойная монолитная конструкция, включающая в себя:
- силовой слой из стеклотекстолита СК-9ФАК на основе кварцевой ткани и кремнийорганического связующего К-9ФА;
- эрозионностойкий слой из стеклотекстолита СК-4К на основе многослойного цельнотканого кварцевого чехла (специально разработанного специалистами ВНИИСПВ) и кремнийорганического связующего К-4;
- отработан и внедрен усовершенствованный прогрессивный метод изготовления - метод пропитки под давлением (с противодавлением).

Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-45
Год 196?
Вариант ПКР воздух-поверхность
Тип ГСН ГИСУ «Вихрь» с АРЛС ГСН "Прогресс" ГИСУ «Вихрь»
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10,5
Диаметр корпуса, м 0,82
Размах крыла, м 2,4
Стартовый вес, кг 4200 5000 ?
Тип боеголовки кумулятивно-фугасная специальная
Масса БЧ, кг 600
Силовая установка
Двигатель ЖРД С5.57
Летные данные
Диапазон высот пуска, км 0,5-25
Диапазон скоростей пуска, км/ч 700-3500
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) 7450
Максимальная высота полета, км 40
Высота полета на марше, км 32
Дальность пуска, км 500 1000-1500

Схема Х-45

Источники информации:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100