Х-55 / РКВ-500 (AS-15 «Kent»)
стратегическая крылатая ракета
Идея создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, совершающих полет с огибанием рельефа местности
на малой высоте, принадлежит нашей стране. Еще за четыре года до начала работ в
США (1975), МКБ "Радуга" обратилось в правительство с таким инициативным предложением. Но тогда
эта программа не нашла должного признания, и лишь когда западная пресса
заговорила о создании американцами нового класса ракетного оружия, подобную
разработку решено было начать и у нас, причем в достаточно жесткие сроки.
Благодаря хорошему научному и техническому заделу, имевшемуся в то время,
"Радуга" и ее смежники практически не отстали от американцев в сроках создания и
доводки стратегических КР. Отечественная программа была реализована со
значительно меньшими затратами и в строго установленные сроки: начало - середина
1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря
1983 года.
В сжатые сроки был создан оригинальный летательный аппарат со
складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным
двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой
ракеты от самолета. Вся эта сложная механизация поначалу вызвала большое
неудовольствие ряда научных институтов авиационной промышленности, и первые
оценки их на стадии эскизного проектирования были весьма негативными. Однако
впоследствии мнение науки изменилось...
Одним из существенных отличий данных крылатых ракет от предшествующих систем
авиационного оружия стало применение новых методов навигации. По-существу это и
обеспечило автономный полет КР независимо от протяженности, погодных условий и
т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение
(цифровые карты местности). Сжатые сроки обусловили новую организацию испытаний.
Так, впервые в отечественной и мировой практике были созданы командно-испытательные пункты на базе самолетов Ил-76. Эти машины, получившие название
СКИП-Ил-76МД, обеспечили непрерывное получение телеметрической и другой
информации о летящей КР, безопасность при испытаниях, существенно снизили
капитальные затраты на строительство наземных измерительных трассовых пунктов.
Работы по созданию стратегических КР были оценены руководством страны очень
высоко. Их участники удостоились пяти Государственных премий СССР и одной
Ленинской премии, 1500 человек получили правительственные награды.
Носителями КР являются лишь самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и
Ту-160. Размещение ракет этого типа на евростратегических бомбардировщиках
Ту-22М2 и Ту-22М3, по словам
генерального конструктора МКБ - И.С.Селезнева, не предусматривалось, хотя подобные
перспективы неоднократно обсуждались на страницах западной печати.
Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в
нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном
подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В
конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и
тепловой заметности. В дальнейшем были созданы модификации ракеты с увеличенной за
счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков
дальностью - Х-55СМ.
Стратегический вариант способен с высокой точностью поражать стационарные цели
на удалении от точки пуска. Каждый бомбардировщик Ту-95МС может нести до шести
ракет типа Х-55, расположенных на пусковой барабанной установке катапультного
типа в грузоотсеке самолета. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может
располагаться 12 крылатых ракет большой дальности (с дополнительными баками) или
24 обычных крылатых ракеты.
После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за
пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане.
Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая дискуссия о том, где должен
находиться носитель полетного задания: на ракете или на самолете; как
(централизовано или децентрализовано) должно готовиться полетное задание.
Победила концепция строгой централизации, что на сегодня не дает возможности
несанкционированно применить ракету, вне зависимости от того, в чьих руках бы
она не находилась.
В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного
базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию
железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.
Модификации ракеты:
- Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15)
- Х-55-ОК (изделие 124)
- Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) - увеличенной дальности.
- Х-65 - тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой
- Х-555 - модификация Х-55СМ с обычной боеголовкой
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | МКБ «Радуга» | |
Обозначение | Х-55 / РКВ-500А | Х-55СМ / РКВ-500Б |
Обозначение NATO | AS-15A «Kent» | AS-15B «Kent» |
Год | 1983 | |
Тип ГСН | инерциальная + коррекция | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 8,09 | 8,09 |
Размах крыла, м | 3,1 | 3,1 |
Диаметр корпуса, м | 0,514 | 0,77 |
Стартовый вес, кг | 1700 | 1700 |
Тип боеголовки | специальная (200 кт) | |
Масса БЧ, кг | 410 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | ДТРД | |
Летные данные | ||
Скорость, м/с (М=) | 260 (0,48-0,77) | |
Дальность пуска, км | 2500 | 3000 |
Высота пуска, м | 200-12000 | |
Высота полёта на маршевом участке траектории, м | 40-110 | |
КВО, м | 18-26 |
Источники информации:
- Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота» /
- Крылатая ракета Х-55 / «Вестник воздушного флота», март-апрель 1997 /
- Крылатая ракета Х-55 / Стратегическая авиация /
- AS-15 KENT / FAS /
- Missiles / aviation.ru /