![]() |
|
БЕРЕЗНЯК Александр Яковлевич (29.12.1912 - 1974) –
Советский авиаконструктор, лауреат Ленинской (1961 г.) и Государственной (1970 г.) премий. За успехи в
создании образцов новой техники награжден орденами Ленина, Октябрьской
революции, Трудового Красного Знамени и пятью медалями СССР. В 1968 году получил
ученую степень доктора технических наук, заслуженный деятель науки и техники
РСФСР (1973), имел шесть авторских свидетельств.
С 1931 года работал в авиационной промышленности. После окончания МАИ
в 1938 г. работал в ОКБ В.Ф. Болховитинова. Весной 1941 Березняк, работавший
начальником бригады механизмов, совместно с А.М.Исаевым начинают разработку
эскизного проекта истребителя с ЖРД конструкции Душкина. После одобрения
проекта первый советский ракетный истребитель БИ-1 был построен в кратчайшие
сроки. Осенью 1941 Б.Н.Кудрин произвел на нем 15 полетов без двигателя. Испытания были
продолжены после эвакуации на Урал. 15 мая 1942 г. капитан Г.Я.Бахчиванджи выполнил первый
полет на БИ-1 с установленным ЖРД. Была достигнута максимальная скорость ок. 800 км/ч.
Но 27 марта 1943 г. погиб Бахчиванджи, т.к. самолет на большой скорости был затянут в
пикирование. В серии БИ не выпускался, т.к. продолжительность полета была слишком мала,
а обслуживание и полеты самолета с азотной кислотой в качестве окислителя было весьма
опасным.
С 1946 г. Березняк - заместитель главного конструктора ОКБ-2 Г.Рессинга.
На заводе №1 (ранее - № 458 ) в п.Иваньково (ныне - г.Дубна) ведется разработка, изготовление и
испытания экспериментального самолета 346 с
двухкамерным ЖРД с целью достижения околозвуковых скоростей.
В 1948-49 у А.Я.Березняка был проект истребителя-перехватчика («468» ?) с трехкамерным
ЖРД с тягой в 10 т плюс двигатель АМ-5 с тягой в 2 т для возвращения на аэродром и посадки.
Ожидалась скорость, соответствующая М=1,8.
Время набора высоты 20 км - 20 мин и дальность - 750 км. Проект не был осуществлен.
Постановлением Совета Министров от 01.09.1951 года заводу № 1 устанавливается задание по освоению серийного производства ракеты КС
(разработчик ОКБ-155, главный конструктор А.И.Микоян) и выполнению работ по
опытной тематике.
12 октября 1951 года на основании приказа министра авиационной промышленности за № 1010 на заводе
№ 1 организуется филиал ОКБ-155 для работ по теме «Б» - создание крылатых ракет. Начальником этого филиала и
заместителем главного конструктора назначается А.Я. Березняк.
2 июня 1953 года завод № 1 в очередной раз был переименован в завод № 256 (п/я 6).
С марта 1957 года А.Я.Березняк - главный конструктор. Работы по тематике
«Б» велись до середины 60-х годов, затем в 1966 г. филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию
- Машиностроительное КБ «Радуга».За это время под руководством М.И.Гуревича и Березняка созданы такие крылатые ракеты как КС,
КСР-5, К-10, Х-20, Х-22 и ряд других. Для обеспечения опытной отработки систем многих крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги:
МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и другие.
В 60-х годах для сверхзвуковых бомбардировщиков Т-4, Т-4М
и Т-4МС была разработана гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45.
С 1970 в МКБ велись работы по постройке аналогов орбитального самолета ЭПОС
системы "Спираль".
Кроме управляемых снарядов для оснащения самолетов дальней авиации, здесь
создавались морские противокорабельные и противолодочные ракеты, а также управляемое оружие для ударных самолетов фронтовой авиации.
Приказом МАП от 19 июня 1972 года предусматривается:
«на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного
конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного
завода «Зенит» им. А.И.Микояна создать производственно-конструкторское
объединение (ДПКО «Радуга») условное наименование Р-6498».
Директором - ответственным руководителем ДПКО назначается Н.П.Федоров, главным
конструктором и первым заместителем директора назначается А.Я.Березняк.
В 1973 г. для борьбы с наземными РЛС была создана УР Х-28.
СЕЛЕЗНЕВ Игорь Сергеевич (р. 23.09.1931) - Советский авиаконструктор, д.т.н., академик РИА, Герой Социалистического Труда, лауреат
Государственной премии, награжден многими орденами и медалями.
После окончания Московского авиационного института работал в МКБ и объединении
«Радуга» в разных должностях (ведущий конструктор, зам. главного инженера, зам.
главного конструктора, главный конструктор). С 1974 г. он главный конструктор ДПКО «Радуга» и первый заместитель директора.
В сентябре 1978 года вместо ДПКО объединение было переименовано в ДПО (Дубненское
производственное объединение). А 12 мая 1982 года приказом министра ОКБ выделяется
из ДПО «Радуга» в самостоятельную опытно-конструкторскую организацию - Машиностроительное
конструкторское бюро «Радуга». Селезнев становится Генеральный конструктором МКБ.
Идея создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, совершающих полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, принадлежит нашей стране. Еще
в 1971 г., за четыре года до начала таких работ в США, МКБ обратилось в правительство с
инициативным предложением. Но тогда эта программа не нашла должного признания, и лишь когда западная пресса заговорила о создании американцами нового класса ракетного оружия, подобную разработку решено было начать и у нас, причем в достаточно жесткие сроки.
Благодаря хорошему научному и техническому заделу, имевшемуся в то время, Радуга и ее смежники практически не отстали от американцев в сроках создания и доводки стратегических КР. Отечественная программа была реализована со значительно меньшими затратами и в строго установленные сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983
г.
В сжатые сроки был создан оригинальный летательный аппарат (Х-55) со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета.
Одним из существенных отличий данных крылатых ракет от предшествующих систем авиационного оружия стало применение новых методов навигации. По-существу это и обеспечило автономный полет КР независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Работы по созданию стратегических КР были оценены руководством страны очень высоко. Их участники удостоились пяти Государственных премий СССР и одной Ленинской премии, 1500 человек получили правительственные награды.
Носителями КР стали самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и Ту-160.
В 1978 г. для замены Х-28 была разработана более совершенная противолокационная/противокорабельная
ракета Х-58, также вошедшая в состав вооружения ударных самолетов фронтовой авиации.
Во второй половине 70-х - начале 80-х гг. была создана сверхзвуковая низковысотная противокорабельная ракета
«Москит». В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80
«Москит» был принят на вооружение легких ракетных катеров, кораблей на воздушной подушке, эсминцев, экранопланов. Его можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации.
Когда ракету выставили на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском, это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Иностранцы были потрясены необычными свойствами оружия.
«Москит» по своим характеристикам превосходит все существующие на сегодняшний день противокорабельные ракеты.
«Москит» - единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха. От
«Москита» нельзя уклониться, а сбить «Москит» вообще невозможно.
Важнейшим направлением работ МКБ стало освоение гиперзвуковых скоростей. В начале 1990-х годов в МКБ была разработана
крылатая ракета нового класса - гиперзвуковая Х-90 (AS-19 Koala). Поскольку она не
была принята на вооружение, на ее основе создан гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА).
Посетители выставки МАКС-95 могли видеть его на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга». Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М=4-5.
Для отработки различных решений гиперзвуковых ЛА будущего МКБ предлагает
летающую лабораторию «Радуга Д2», созданную на базе заслуженной КР Х-22.
В 1989 году МКБ по собственной инициативе в рамках конверсионных работ
приступило к созданию ветроэнергетических установок (ВЭУ).
ТРУСОВ Владимир Николаевич (р. 14.05.1942) - После окончания Дагестанского механического техникума он с 1960 по 1964 год работал сначала техником, а затем инженером-конструктором на предприятии п/я 7 в г. Каспийске Республики Дагестан.
После окончания с отличием Куйбышевского авиационного института в 1968 году Владимир Трусов поступил на работу в «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я.Березняка».
Благодаря глубоким теоретическим знаниям, большой работоспособности и таланту организатора и инженера он вскоре стал ведущим специалистом предприятия. Работал практически на всех инженерных должностях: инженера-конструктора всех категорий в проектном отделении, ведущего конструктора по теме, заместителя главного конструктора, заместителя генерального конструктора, а с 1993 года - генеральным директором предприятия.
Имеет более 30 свидетельств на изобретения СССР, патентов и свидетельств РФ и более 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Он кандидат технических наук и награжден орденом «Дружбы народов», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ему присвоены звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации» и «Почетный гражданин г.Дубны».
Литература: