ОКБ Сухого

С-80ГП
Грузо-пассажирский самолет

    Базовый вариант самолета С-80ГП предназначен для авиакомпаний, обеспечивающих пассажирские и грузовые перевозки на местных и региональных воздушных линиях. Программа самолета была открыта ОКБ Сухого в 1989 г. в инициативном порядке, а через некоторое время к ней присоединился традиционный партнер ОКБ - серийный авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО), перепрофилировавший часть производственных мощностей для выпуска гражданской продукции. В 2000 году время на КнААПО завершалась подготовка к серийному производству, в СибНИИА заканчивались статические испытания первого самолета.Сборка первого C-80
    Самолет С-80ГП - высокоэффективное транспортное средство, способное приносить авиакомпаниям прибыль даже в условиях жестких ограничений по тарифам на грузовые и пассажирские перевозки. Общая аэродинамическая компоновка самолета, конструкция, тип силовой установки, стратегия технического обслуживания, разработаны таким образом, чтобы обеспечить минимальные прямые эксплуатационные расходы и, как следствие, высокую рентабельность.
    С учетом российской специфики в С-80ГП его создателями заложен целый ряд технических решений, обеспечивающих автономное базирование и эксплуатацию самолета. Грузовая рампа в хвостовой части фюзеляжа, съемные роликовые дорожки, лебедка позволяют механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Двухбалочная схема самолета с П-образным оперением дает возможность автопогрузчику или грузовому автомобилю подъехать непосредственно к рампе. Левый двигатель С-80 может работать в режиме энергоузла при заторможенном воздушном винте, обеспечивая работу систем самолета без подключения к внешним источникам. Взлетно-посадочные характеристики и пилотажно-навигационный комплекс С-80ГП допускают его эксплуатацию с коротких, в том числе с грунтовых полос необорудованных аэродромов.
    Расчеты показывают, что ни чисто грузовые, ни чисто пассажирские самолеты МВЛ не могут использоваться действительно рентабельно. Поэтому ОКБ Сухого разработало конвертируемый вариант самолета, который может быть быстро переоборудован из пассажирского в грузовой и обратно. Перед перевозкой грузов багажные полки складываются, а пассажирские кресла демонтируются. Отделка салона после подготовки его к перевозке пассажиров ничем не отличается от привычной, а уровень комфорта максимально приближен к общепринятому для магистральных самолетов. Герметичный салон, низкий уровень шума, возможность выпрямиться в полный рост (на L-410 и Ан-28 это может позволить себе только подросток), ряд удачных дизайнерских решений по отделке салона - делают полет приятным для пассажира. По предварительным оценкам, налет конвертируемого варианта самолета МВЛ будет втрое больше, чем грузового и вдвое больше, чем пассажирского.С-80ПГ
    На С-80ГП устанавливаются турбовинтовые двигатели СТ7-9В фирмы General Electric. Предшественником СТ7-9В являлся турбовальный Т700, предназначавшийся для вертолетов армии США. Уроки вьетнамской воины наложили известный отпечаток на ТЗ, выданное GE Пентагоном, поэтому уже тогда в двигатель были заложены высокие требования к его безотказности, ресурсу, ремонтопригодности, простоте обслуживания. Впоследствии GE запустила в производство турбовинтовой вариант Т700 (СТ7), который используется на самолетах SMB-340, CN-235 и L-610. На сегодняшний день в мире эксплуатируются более 1400 СТ7, а их суммарная наработка превысила 13 млн.ч. Степень надежности двигателя составляет 99,92%. Для продвижения двигателя в России фирмы GE и «Рыбинские моторы» организовали совместное предприятие, которое поможет авиакомпаниям эксплуатировать СТ7, предоставит комплектующие и запасные части, а также обеспечит обучение персонала. Двигатель сертифицирован у нас в стране и адаптирован к отечественным топливам и маслам. Расчет стоимости жизненного цикла СТ7 подтверждает экономическую оправданность его применения.
    Система технического обслуживания (ТО) самолета С-80 разработана с учетом следующих его особенностей: обеспечение автономной эксплуатации в течение 50 летных часов или 15 суток при базировании на необорудованных аэродромах; использование самолета как с высокой интенсивностью, так и при небольших годовых налетах; постоянная готовность самолета к вылету и малое время реагирования на вызов.
    Для С-80 принята стратегия ТО и ремонта по состоянию, обеспечивающая высокую оперативную готовность самолета и снижение затрат на эксплуатацию. Идеология эксплуатационного контроля ориентирована на использование в максимальной степени бортовых средств контроля, основу которых составляют средства встроенного контроля."Полет" С-80
    По комплексу летных, технических и эксплуатационных характеристик С-80ГП с успехом заменит на трассах местных и региональных воздушных линий такие отечественные и зарубежные самолеты, как Ан-28, Як-40, L-410, CASA C-212, Dornier 228 и частично Ан-24, Ан-26. Взлетно-посадочные характеристики С-80 позволяют эксплуатировать его с полос, с которых работают Ан-28 и L-410. При этом по величине коммерческой нагрузки и дальности полета С-80 намного превосходит эти машины. В качестве аналогов С-80 могут рассматриваться SAAB 340 и CN-235, однако стоимость их превышает предполагаемую стоимость российского самолета более чем в два раза.
    Предполагалось, что стоимость самолета в стандартном (базовом) исполнении составит $4,66-5,0 млн. (по данным на март 1997 года - $6,5-7,0 млн., включая стоимость двух двигателей $1,6 млн.).
    Финансирование создания самолета по линии госбюджетных ассигнований в рамках федеральной программы за все время разработки С-80 составило не более 1,5 млрд. рублей. АПО в г.Комсомольск-на-Амуре финансировало порядка 75 % стоимости всего объема проводимых опытно-конструкторских работ. Более того, финансирование производства опытной партии самолетов С-80 в количестве 5 экземпляров и оплату расходов смежников, АПО также взяло на себя. Таким образом, без такой значительной поддержки заводом-изготовителем создание самолета в реальные сроки было бы невозможным. Между разработчиком самолета (АО ОКБ Сухого) и заводом-изготовителем (КнААПО) подписано и действует Соглашение о совместной деятельности, в числе прочего, регламентирующем и вопросы финансирования проводимых работ и распределения прибыли от реализации готовых самолетов на внутреннем и внешнем рынках.С-80 на ВПП
    Результаты маркетинговых исследований показали, что парк самолетов С-80ГП, поставленных на экспорт в различные регионы мира до 2006 года, может составить 150-200 единиц, и примерно 120-180 самолетов может быть размещено на внутреннем рынке. Первые три-пять экземпляров самолета, выпущенных в варианте С-80ГП, будут эксплуатироваться в авиакомпаниях, принадлежащих «ОКБ Сухого» и КнААПО. Это должно способствовать скорейшему продвижению самолета на внутренний и внешний рынок.
    В процессе проектирования С-80ГП на основе базовой модификации были разработаны десантно-транспортный самолет С-80ТД, патрульно-транспортный самолет С-80ПТ, санитарный вариант С-80М, рыбопоисковый вариант С-80Р, самолет-носитель геологоразведочной аппаратуры С-80ГР, учебно-тренировочный варианты самолета; самолет для учебно-штурманской подготовки и т.д. Опрос потенциальных заказчиков показал что ряд авиакомпаний, эксплуатирующих Ан-24, Ан-26, и Як-40 с ВПП длиной 1400 м, предпочитают дополнительных пассажиров лучшим взлетно-посадочным характеристикам. И модификация с удлиненным фюзеляжем на 36 пассажирских мест уже находится в проработке.
    Грузопассажирский вариант участвовал в конкурсе на замену военно-транспортных Ан-26, но осенью 1999 г. уступил проекту ОКБ им.С.В.Ильюшина Ил-112.
    4 сентября 2001 года летчики-испытатели И.В.Вотинцев и Ю.М.Ващук подняли Су-80 в первый полет.
    28 июня 2006 года на ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина» (КнААПО) проведен испытательный полет первого серийного Су-80. Самолетом управляли летчики-испытатели ОКБ Сухого Юрий Ващук и Алексей Лилье.
    К концу 2006 было 2 летных экземпляра Су-80 (опытный и серийный). Еще две машины находились на этапе окончательной сборки. Один должен был подняться в воздух до конца ноября, второй - начале 2007 г. По словам руководителя дирекции программ Су-80, Бе-103 и СА-20П КнААПО С.Дробышева «эти четыре самолета будут проходить программу сертификации, которую мы планируем закончить во второй половине 2008 года». Стоимость одного самолета Су-80 в зависимости от варианта комплектации - от 230 до 280 миллионов рублей.

С-80ПТ

"Полет" С-80

Источники информации:

  1. Грузо-пассажирский самолет С-80. / Вестник Авиации и Космонавтики № 3 '1999, 3,4 '2000 /
  2. С-80 будет приносить авиакомпаниям прибыль /«Авиапанорама», 5-6 1998 /
  3. С-80 / Пассажирские самолеты мира /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100