Су-33 (Су-27К, Т-10К)
истребитель корабельного базирования
Самолет Су-33 - первый отечественный корабельный истребитель горизонтального взлета и посадки.
В 1972 г. в Невском ПКБ был разработан аванпроект атомного авианосца водоизмещениeм порядка 80000 т для использования самолетов с катапультным взлетом (пр. 1160). Первоначально его предполагалось оснастить истребителями корабельного базирования МиГ-23A («оморяченный» МиГ-23МЛ), корабельными бомбардировщиками Су-24К, а также противолодочными самолетами П-42
ОКБ Г.М.Бериева). Однако в 1973 г.
ОКБ П.О.Сухого предложило для авианосца более рациональное (относительно критерия «эффективность-стоимость») семейство унифицированных палубных самолетов Т-12 «Буран», выполненное на основе проекта существовавшего в то время лишь на бумаге истребителя Т-10. Предполагалось разработать одноместный истребитель-перехватчик «Молния-1». двухместный многоцелевой истребитель «Молния-2», двухместный штурмовик
«Гроза» с разнообразным ракетно-бомбовым вооружением (в том числе и двумя перспективными аэробаллистическими ракетами Х-12, предназначенными для поражения авианосных ударных групп), а также двухместный разведчик «Вымпел». Взлет самолетов семейства «Буран» с палубы авианосца должен был выполняться при помощи паровой катапульты с использованием жесткой сцепки передней опоры шасси с челноком катапульты или посредством «уздечки» (тросового соединения крыла с челноком).
Однако в силу ряда политических и экономических причин работы по проекту 1160 были приостановлены. Очевидно, сказалось и то, что в 1976 г. не стало наиболее влиятельных сторонников строительства авианосца - министра обороны А.А.Гречко и министра судостроительной промышленности Б.Е.Бутомы.
По тем же причинам не получил развитие и проект 1153 - атомный авианосец водоизмещением 70000 т, оснащенный самолетами Су-27К, МиГ-23К (модификация МиГ-23А с более мощным двигателем Р-100, крылом увеличенной площади и системой дозаправки топливом в воздухе) и Су-25К.
В 1977 г. принимается правительственное решение о строительстве пятого авианесущего крейсера (проект 1143.5), имеющего увеличенное водоизмещение и оснащенного катапультами и аэрофинишерами. В состав корабельной авиагруппы планировалось включить истребители вертикального взлета и посадки Як-41, вертолеты Ка-27, а также самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой - истребители Су-27К и
МиГ-29К, штурмовик Су-25К и самолет ДРЛО Ан-71.
В 1978 г. ОКБ П.О.Сухого подготовило аванпроект корабельного варианта истребителя Су-27 (еще в первоначальной конфигурации, соответствующей конфигурации самолета Т-10), получившего обозначение Су-27К (Т-12). Самолет предполагалось оснастить складывающимся крылом, тормозным гаком и усиленным шасси. Предусматривались меры по дополнительной антикоррозийной защите планера и силовой установки.
Однако в 1981 г. по требованию Генштаба водоизмещение пятого авианосца (пр.1143.5) было решено сократить. Одновременно отказались и от применения катапульт. В результате потребовались поиски новых средств обеспечения горизонтального взлета. Первоначально рассматривалась возможность использования стартовых твердотопливных ускорителей. Но в дальнейшем ОКБ Сухого и
Микояна, а также ЦАГИ и ЛИИ предложили для взлета самолетов, обладающих большой тяговооруженностью, применить стартовый трамплин.
В середине 1982 г. третий прототип Су-27 - самолет Т10-3, пилотируемый летчиком-испытателем
Н.Ф.Садовниковым, совершил первые взлеты с наземного трамплина, а в 1983 г. эта машина, уже оснащенная тормозным гаком, участвовала в отработке методики посадки на палубу с использованием аэрофинишера (летали
В.Г.Пугачев и Н.Садовников). В 1981 г. проект тяжелого авианесущего крейсера «1143.5» был в очередной раз пересмотрен - его водоизмещение вновь выросло до 55000 т. Окончательно определился и состав авиагруппы - Су-27К, МиГ-29К и Як-41М. Вместо Ан-71 было решено использовать вертолет ДРЛО на базе Ка-27 (Ка-31}.
В 1983 г. в ОКБ П.О.Сухого приступили к оценкам возможности взлета истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр. 1143.5).
Работы по созданию истребителя корабельного базирования Су-27К (Т-10К) развернулись под руководством главного конструктора К.Х.Марбашева (с 1989 г. главный конструктор корабельной авиации в ОКБ имени П.О.Сухого). Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Эскизный проект Т-10К был утвержден в феврале 1985 г.
Тем временем, вслед за тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) проекта 1143.5 был заложен однотипный корабль (пр. 1143.6), получивший впоследствии имя «Варяг«. В дальнейшем был заложен более крупный и совершенный авианесущий крейсер пр. 1143.7 «Ульяновск» с ядерной силовой установкой
и тремя паровыми катапультами. Советские тяжелые авианесущие крейсера несли меньшее число палубных самолетов, чем американские многоцелевые авианосцы. Однако, в известной мере, их боевые возможности можно было уравнять, оснастив ТАВКР многоцелевыми самолетами, способными вести борьбу как с самолетами противника, так и с его надводными кораблями. Для этого в состав вооружения истребителя предполагалось включить противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, а также корректируемые и свободнопадающие бомбы.
Корабельная машина отличалась от Су-27 берегового базирования аэродинамической схемой «продольный интегральный триплан» - сочетанием обычного горизонтального хвостового оперения с передним горизонтальным оперением (ПГО). Предварительные исследования модификации самолета Су-27 подобной схемы были начаты в ОКБ еще в 1977 г. ПГО служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающим» на крыле при полете самолета
на больших углах атаки. Однако продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ и СибНИА, выявили наличие ряда проблем с обеспечением управляемости самолета в продольном канале на некоторых углах атаки, что потребовало дополнительных исследований.
Весной 1982 г. аэродинамиками был, наконец, отработан вариант ПГО, пригодный для установки на самолет Су-27, и в мае 1985 г. опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая летчиком-испытателем В.Г.Пугачевым, впервые поднялась в воздух. Ее испытаниями руководил ведущий инженер Г.С.Кузнецов. Полеты подтвердили ожидаемое улучшение взлетно-посадочных характеристик (что было особенно важно для корабельного самолета), а также характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки. Т10-24 стал «предтечей» палубного истребителя Су-27К (Су-33), а также других модернизированных машин семейства «Су-27».
Кроме изменений в аэродинамической компоновке, Су-27К имел доработанные систему дистанционного управления и гидросистему. Консоли крыла и стабилизатора, а также штанга ПВД были выполнены складными. Односекционный флаперон заменили двухсекционным закрылком с углом отклонения 45 град, и зависающим элероном. Увеличилась площадь отклоняемого носка крыла (который выполнили трехсекционным). Было значительно усилено шасси, обеспечивающее амортизацию при посадке без выравнивания в условиях качки корабля. Все опоры шасси оборудовали узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. На передней опоре разместили дополнительные посадочные фары и трехцветный сигнализатор положения самолета на глиссаде. Под укороченной хвостовой частью установили тормозной гак с демпфером, исключающим
удар гака о конструкцию самолета при зацеплении за трос аэрофинишера. Самолет получил
систему дозаправки топливом в полете и ряд других усовершенствований, определяемых его целевым назначением.
Меры по «оморячиванию» самолета привели к увеличению его посадочной массы на
2500 кг. Первый полет опытного истребителя корабельного базирования Т10-К1 состоялся
17 августа 1987 г. Машину пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев. В том же году
был построен второй прототип - Т10К-2. 1 ноября 1989 г. этот истребитель, впервые в истории русского флота, выполнил горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу корабля - тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». В этом историческом полете самолет пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев, а 21 ноября он
впервые посадил Т10-К2 на палубу крейсера в ночных условиях.
В декабре 1991 г. ТАВКР, уже переименованный в «Адмирал Флота Советского
Союза Н.Г.Кузнецов», совершил переход из Севастополя в Североморск, вступив в состав Северного флота. В октябре 1994 г. государственные испытания самолета были завершены. Официально истребитель под обозначением Су-33 был принят на вооружение ВМФ России Указом Президента РФ от 31 августа 1998 г.
Первым «боевым крещением» Су-27К (Су-33) стал поход в составе авиакрыла
ТАВКР в Центральную Атлантику и Средиземное море, начавшийся 24 декабря 1995 г. (на корабле базировалось 10 истребителей, а также летательные аппараты других типов).
В начале 2000 г. на Северном флоте впервые было создано авианосное крыло в составе 36 истребителей Су-33, приписанное к ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». В настоящее время при решении задач завоевания господства в воздухе Су-33 может считаться лучшим в мире серийным истребителем корабельного базирования. Он превосходит основной палубный истребитель ВМС США Макдоннелл-Дуглас F/A-18C/D «Хорнит» и перспективный истребитель F/A-18E/F «Супер Хорнит» практически по всем основным летно-техническим характеристикам, а также по возможностям бортового комплекса вооружения при ведении борьбы с воздушными целями. Палубный истребитель Грумман F-14D «Томкэт», оснащенный более мощной, чем у Су-33, БРЛС и ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 «Феникс», значительно уступает Су-33 по маневренным и разгонным характеристикам, а также боевому
радиусу действия. Серийный выпуск Су-33 продолжается авиационно-производственным объединением в Комсомольске-на-Амуре. Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию самолета. Придание Су-33 функции многоцелевого истребителя признано одним из пяти наиболее приоритетных направлений развития морской авиации России в ближайшие годы.
Указом Президента РФ от 31 августа 1998 года самолёт был формально принят на вооружение под обозначением Су-33.
С 2000 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) осуществляется программа ремонта и модернизации имеющегося парка истребителей Су-33 (самолёты отгоняют на завод небольшими партиями по 2-4 машины, потом отремонтированные перелетают обратно к месту базирования). Модернизация осуществляется в двух вариантах:
малая модернизация включает в себя замену двигателей на АЛ-31Ф-М1, продление ресурса планера, установку системы спутниковой навигации и новой станции предупреждения об облучении Л-150. Общая стоимость модернизации одного самолёта около 20 млн. руб. в ценах 2009 года.
модернизация до уровня Су-33М также предусматривает замену двигателей и продление ресурса, а помимо этого устанавливается новый прицельно-навигационный комплекс и оборудование кабины. Общая стоимость такой модернизации на один самолёт составляет свыше 200 млн. руб. в ценах 2009 года.
С 2015 года ремонт и модернизация Су-33 осуществляется также на 20-м авиаремонтном заводе (г. Пушкин, Ленинградская область).
15 октября 2016 года ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море, при этом на борту крейсера находится, по меньшей мере, 9 истребителей Су-33 (бортовые номера 62, 66, 67, 71, 76, 78, 84, 85, 88 красного цвета). 15 ноября 2016 года опубликовано заявление министерства обороны России о первом боевом применении Су-33 по объектам боевиков «Исламского государства» в Сирии; сообщается, что назначенные цели были успешно поражены свободнопадающими бомбами ФАБ-500.
Источники информации:
- Истребитель корабельного базирования Су-33 / Ю.Иванов, «Вестник авиации и космонавтики» №3 2000 г. /
- Морская авиация на службе России / под ред.Г.С.Панатова, - М.: Рестарт+, 2000 /
- «Гордость России» / CD-ROM, «Лана-Пресс», 1997 /