Испытатели ЦАГИ

Томашевский
Аполлинарий Иванович

1890-1926

    Летчик-испытатель, заслуженный лётчик СССР.
    Родился в 1890 году, в крестьянской семье.
    По отзыву М.М.Громова - человек-богема, но сильный духом и решительный.
    В 1914 году окончил морских летчиков в Ораниенбауме (г. Ломоносов) и оставлен там инструктором. Участник Первой Мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера.
    В августа 1916 г. провел испытания первого в мире бронированного морского истребителя - летающей лодки М-11 Д.П.Григоровича.
    С сентября 1918 года в Красной Армии, военный лётчик 2-го Советского авиаотряда в Саратове. Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте. С февраля 1919 года военный лётчик разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта. За боевые отличия при освобождении Уфы в июне 1919 года награжден Орденом Красного Знамени, как сказано в приказе по Самаро-Уфимскому фронту от 12 августа 1919 года за "...проведенные по заданию штаба фронта глубокие разведки в тылу противника, доставку о нем ценнейших сведений, за смелые налеты и умелую бомбежку..."
    С июля 1919-го по март 1920-го - командир 30-го авиаотряда 4-й Армии. Участник боев с белоказаками. В июле - сентябре 1920 года служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.
    После гражданской войны работал на Севере. Вернувшись в Москву, чтобы расплатиться с долгами предложил испытать один из первых советских экспериментальных самолетов - тяжёлый триплан «КОМТА» (1923).
    Томашевский поднял в небо и провёл лётные испытания первого советского пассажирского самолёта АК-1 (8.02.1924), первого цельнометаллического многомоторного моноплана со свободнонесущим крылом АНТ-4 (26.11.1925), второго АНТ-3 (Р-3) (1926).
    С 10 по 22 июля 1924 А.И.Томашевский и др. на АК-1 выполнили перелет Москва - Нижний Новгород - Казань и обратно. Участник первого советского группового сверхдальнего перелёта Москва - Улан-Батор - Пекин (июнь 1925) на самолёте АК-1. При испытаниях самолёта АНТ-4 установил 2 мировых рекорда продолжительности полёта с грузом (1926): первый полет с полезной нагрузкой 2054 кг длился 4 ч 15 мин, а во втором - за 12 ч самолет пролетел 2000 км с грузом 1000 кг.
    4 марта 1926 впервые выполнил на самолете Юнкерс J-13 «Промбанк» разведку стойбищ тюленей и моржей.
    В 1926 Томашевский застрелился. По словам его дочери, его очень мучили головные боли - последствие ранения.
    Награжден 2 орденами Красного Знамени.

Источники информации: