Р-020 «Игла»
стратегический разведчик

    По результатам летных испытаний НМ-1 проект РСР был существенно переработан, в него внесли; коррективы, направленные на улучшение управляемости и повышение надежности систем. Эти изменения пpивели к томy, что по внешнемy видy самолет, полyчивший на pабочих чеpтежах обозначение Р-020, достаточно сильно отличался от эскизного пpоекта. С yчетом pекомендаций ЦАГИ для yвеличения аэpодинамического качества самолета Р-020 pазpаботчики сначала хотели пpименить концевые «ласты» за мотогондолами, но затем от них отказались, хотя на чеpтежах остались pyдиментаpные пластины, котоpые заметного влияния на аэpодинамикy самолета не оказывали.Схема РСР, предложенная ЦАГИ
    Проводились предпроектные проработки по внедрению на РСР крыла измененной формы (в плане) - с наплывами на передней части фюзеляжа и передней кромкой оживальной формы. Такая модернизация могла привести к увеличению максимального сверхзвукового аэродинамического качества до 6,5-7. Рассматривались также варианты сверхзвукового самолета увеличенных размеров с четырьмя двигателями, в том числе - пассажирского.
    Геометрия самолета в очередной раз изменилась и, наконец, комплекты рабочей документации были переданы на завод ОКБ-256 (г. Подберезье), где началось изготовление опытного образца, и на завод №99 (г. Улан-Удэ), где было развернуто изготовление головной серии из пяти самолетов. К концу 1963 г. планировалось построить 30 самолетов. Войсковая эксплуатация первых пяти самолетов должна была начаться в 1962 г.
    К тому времени началась очередная реорганизация народного хозяйства, и ОКБ-256 с 1 октября 1959 г. оказалось в составе ОКБ-23, лишившись своей производственной базы. Завод №256 был передан заместителю А.И.Микояна по беспилотной ракетной тематике А.Я.Березняку.
    Конструкторскую документацию на опытный самолет пришлось перевыпускать в соответствии с возможностями опытного производства ОКБ-23, но изготовление первых пяти самолетов на заводе №99 планомерно продолжалось на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР за №1118-483 от 25.09.59 г.
    В соответствии с этим же Постановлением организация работ по созданию трех первых летных образцов перепоручалась ОКБ-23.Р-020 на заводском аэродроме
    В связи с задержкой поставки двигателя Д-21 было решено установить на первый летный экземпляр самолета (изд. «1-020») серийные двигатели Р11Ф-300 ОКБ-500 С.К.Туманского с суммарной тягой 7500 кгс (протокол ГКАТ от 22.12.59 г.). В опытном производстве ОКБ-23 были изготовлены мотогондолы под этот двигатель, детали и узлы системы управления самолетом, произведены монтаж систем, оборудования и общая сборка самолета.
    В установленный постановлением срок собранный самолет был перевезен в ЛИиДБ (г. Жуковский), а 29 сентября 60 г. началась его подготовка к летным испытаниям.
    Параллельно на заводе №99 был изготовлен комплект агрегатов планера и мотогондолы под штатный двигатель Д-21, которые в мае 1960 г. были перевезены и состыкованы в СибНИА в г.Новосибирске, где вскоре провели частотные и статические испытания в холодном состоянии.
    ОКБ-23 спроектировало и изготовило стенды, необходимые для первоочередных работ по отработке систем самолета Р-020. В частности, были изготовлены стенды системы управления, топливной системы и для испытаний топливных баков.
    Проработана телеметрическая схема испытательного оборудования и проведены испытания отдельных узлов на различных стендах.
    Поглощение в октябре 1960 г. ОКБ-23 ОКБ-52 вначале не отразилось на программе Р-020 - видимо у В.Н.Челомея были более срочные дела. Поэтому достаточно планомерно (в соответствии с решением ГКАТ от 07. 07. 60 г.) продолжалось строительство второго летного экземпляра (изд. 2-020) также с двигателями Р11Ф-300.Рисунок Р-020
    Отличительной особенностью изд. 2-020 было введение отклоняемых носков крыла, призванных обеспечить лучшие взлетно-посадочные характеристики самолета.
    Агрегаты планера изд. 2-020 были изготовлены на заводе №99 в сентябре 1960 г. В ноябре там же было закончено изготовление комплекта агрегатов самолета для горячих испытаний, который был подготовлен к отправке в СибНИА.
    В ходе проектирования и изготовления двигателя Д-21 его характеристики ухудшились по сравнению с заданными Постановлением Правительства и ранее заявленными (увеличен масса и расход топлива, уменьшена тяга на разгонном режиме), увеличились также веса некоторых блоков оборудования самолета Р-020 по сравнению с ранее согласованными. В связи с этим оказалась необходимой модификация самолета для обеспечения характеристик, заданных Постановлением Правительства.
    Специалистами ОКБ-23 был проработан вариант усовершенствованной модификации самолета (изделие 3-020), получивший обозначение Р-020Б. По этому варианту были определены его технические характеристики и составлено дополнение к эскизному проекту.
    Поскольку pаботы по Р-020 вошли в пpотивоpечие с основной тематикой ОКБ-52, Челомей охладел к самолетy-pазведчикy. В апреле 1961 г. работы по самолету были прекращены и поступило указание уничтожить задел.Остатки Р-020 в МАИ
    К тому времени на заводе № 99 были построены три самолета Р-020 и подготовлены к сборке еще несколько комплектов агрегатов. Однако поставка двигателей задеpживалась. Рабочие отказались резать самолеты, обосновывая свои тpебования тем, что в них было вложено много их тpyда и они не смогyт своими же pyками yничтожать свою pаботy. Рyководство «пpоявило гибкость»: pаботы пpекpатились, самолеты были законсеpвиpованы и отпpавлены на дальнее хpанение, а чеpез 3-4 года их тихо и без огласки pастащили на металлолом.
    Опытный образец Р-020 в полуразобранном состоянии был передан в МАИ на кафедру самолетостроения в качестве учебного пособия (впоследствии от него остались лишь некоторые агрегаты).
    К середине 1961 г. весь состав бывшего ОКБ-256 был переведен в подчинение Министерства среднего машиностроения (МСМ). П.В.Цыбин перешел на работу в ОКБ С.П.Королева.

Источники информации:

  1. «Ему бы быть ракетой» / И.Афанасьев, В.Бобков. «Ас» 1/1993 /
  2. «Опередившие время» / В.Максимовский. «Вестник Воздушного Флота». 6/96 /
  3. «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /
  4. «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.2, ч.3 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, А.В.Архипов, Б.Л.Пунтус, Авико пресс, 2001 /
  5. Les appareils de reconnaissance Tsybin / Prototypes.com /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100