ОКБ-155

«119» (Ту-119)
Экспериментальный самолет с ядерной силовой установкой

Компоновка ЯСУ на Ту-119 Компоновка ЯСУ с 4 двигателями НК-14А     Следующим важным этапом после Ту-95ЛАЛ в разработке самолета с ЯСУ должен был стать экспериментальный самолет, получивший по КБ А.Н.Туполева обозначение «119» (Ту-119). Предполагалось начать работы по нему в 1965 году. Для этого самолета ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова должно было спроектировать и построить турбовинтовой двигатель НК-14А, оборудованный теплообменниками. В 1974 году два опытных двигателя вместо штатных НК-12М должны были быть установлены на самолет Ту-95, переделанный к этому времени в самолет «119». «Четырнадцатые» двигатели кроме стандартной камеры сгорания оснащались теплообменником для функционирования в режиме нагрева воздуха от реактора, по закрытой схеме. Компоновка Ту-119 в определенной мере напоминала размещение агрегатов на Ту-95ЛАЛ, однако на этот раз на самолете предусматривались трубопроводы для теплоносителя, соединявшие реактор и два двигателя.
    Самолет «119» должен был стать переходным к самолету с 4-мя турбовинтовыми двигателями и ядерным реактором в фюзеляже. Работу по такому самолету намечалось начать во второй половине 70-х годов, результатом должен был стать самолет противолодочной обороны (ПЛО), созданный на базе Ту-114. Продолжительность полета этого самолета должна была составлять 48 часов и реально ограничивалась лишь только устойчивостью экипажа к радиационному излучению.
    Но этим планам не суждено было осуществиться. В первой половине 60-х годов все работы по теме были свернуты.

Описание
Конструкция ОКБ А.Н.Туполева
Обозначение «119»
Тип экспериментальный самолет с ЯСУ
Силовая установка
Число двигателей 2 2
Двигатель ТВД НК-12М ТВД НК-14А
Мощность, э.л.с. 15000 8900

Схема самолета "119"

Источники информации:

  1. Под знаками «АНТ» и «ТУ» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 7.1999 /
  2. Ту-95 / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 2. 2001 /