«120» (Ту-120)
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с ядерной силовой установкой
Практически одновременно с началом работ по самолету «119» в КБ А.Н.Туполева
начались научно-исследовательские работы по возможности создания дальнего
сверхзвукового бомбардировщика с ядерной силовой установкой. Программа работ
охватывала большой комплекс исследований в области создания ТРД, поиска оптимальной
компоновки ЯСУ на самолете подобного класса с учетом обеспечения необходимой
степени радиационной защиты экипажа и оборудования. Планами КБ предусматривалось,
что при нормальном ходе работ, удастся во второй половине 70-х годов передать на
летные испытания полноценный боевой сверхзвуковой самолет с ЯСУ. Программа
охватывала проработку целой серии боевых сверхзвуковых тяжелых самолетов с ЯСУ:
дальнего бомбардировщика, маловысотного бомбардировщика и стратегического
межконтинентального самолета.
Первым в этом ряду должен был стать дальний бомбардировщик, получивший
по КБ обозначение самолет «120» (Ту-120), по назначению близкий к дальнему бомбардировщику Ту-22.
Самолет предполагалось оснастить двумя ТРД разработки КБ Н.Д.Кузнецова. Двигатели и
реактор с защитой устанавливались в хвостовой и задней частях фюзеляжа, на
максимальном удалении от кабины экипажа. В носовой части фюзеляжа находилась
герметическая кабина экипажа, рассчитанная на двух человек (летчик и штурман). Кабина
была оборудована мощной радиационной комбинированной защитой. Самолет
выполнялся по нормальной схеме и представлял собою высокоплан с 45-градусным
стреловидным крылом и оперением, с двигателями, расположенными в хвостовой
части фюзеляжа и велосипедным шасси.
Вторым самолетом в этом ряду был проект маловысотной ударной
машины, аналогичной по назначению проекту самолета «132».
Самолет проектировался под два ТРД. Реактор монтировался перед пакетом двигателей в
задней части фюзеляжа. Предусматривалась работа двигателей как от реактора, так и на
керосине, этот режим предусматривался на взлете и посадке. Для питания ТРД керосином
в задней части фюзеляжа перед реактором монтировался топливный бак, служивший
одновременно элементом радиационной защиты. В передней части фюзеляжа
находилась герметическая кабина на двух человек с комбинированной защитой. Самолет
выполнялся по обычной низкопланной схеме. Крыло - треугольное с переменной
стреловидностью по передней кромке и с небольшим наплывом в его корневой части.
Хвостовое оперение - стреловидное, стабилизатор располагался на вершине киля.
Представленные проекты тяжелых сверхзвуковых самолетов с
ЯСУ дают общую картину направлений работ КБ по данной тематике. Было еще несколько
проектов подобных самолетов: например, в ходе проектирования сверхзвукового
стратегического самолета-носителя «135» рассматривался его вариант с ЯСУ.
Третьей сверхзвуковой машиной с ЯСУ стал проект дальнего
стратегического самолета-бомбардировщика, близкого по назначению к проектам «108» и «135».
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с ЯСУ проектировался под шесть ТРД, 2 из которых были оборудованы теплообменниками
и могли работать от реактора (двигатели КБ Н.Д.Кузнецова). Общая компоновка машины
была близка к компоновке американского среднего сверхзвукового бомбардировщика В-58.
Самолет выполнялся по схеме «бесхвостка» с применением «правила площадей». Треугольное крыло имело стреловидность по
передней кромке 52,5° и относительную толщину 4,5%. Четыре ТРД без теплообменников
размещались под крылом на пилонах, два двигателя с теплообменниками в хвостовой
части фюзеляжа. Реактор, герметическая кабина экипажа размещались аналогично выше
рассмотренным проектам.
Как и в случае с проектом «119», все работы по сверхзвуковым машинам с ЯСУ были прекращены в первой
половине 60-х годов. Основными причинами свертывания этой масштабной научно-технической
программы в области отечественных авиационных вооружений стали:
экономические ограничения, связанные с развертыванием в тот период стратегических
ракетных систем и ядерного подводного флота, а также возможные экологические
проблемы для окружающей среды, которые могли возикнуть в ходе эксплуатации самолетов с ЯСУ.
Описание | |||
---|---|---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | ||
Обозначение | «120» | ||
Тип | Сверхзвуковой бомбардировщик с ЯСУ | ||
Проект | дальний | маловысотный | стратегический |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина фюзеляжа, м | 30,7 | 37 | 40,5 |
Размах крыла, м | 24,4 | 19 | 30,6 |
Высота самолета, м | 8,25 | ||
Площадь крыла, м2 | 170 | 172 | 320 |
Взлетная масса, кг | 80000-85000 | 102000 | 153000 |
Силовая установка | |||
Число двигателей | 2 | 2 | 4+2 |
Двигатель | ТРД Н.Д.Кузнецова | ТРД | ТРД Н.Д.Кузнецова |
Летные данные (расчетные) | |||
Максимальная скорость полета, км/ч | 1350-1450 | 1250-1400 | |
Высота полета при выполнении боевого задания, м | 150-500 | ||
Вооружение | |||
Бомбовая нагрузка, кг | 5000 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 7.1999