«121»
Оперативно-стратегический беспилотный самолет-снаряд
Созданный в КБ Туполева беспилотный летательный
аппарат представлял собою цельнометаллический моноплан нормальной
схемы, выполненный в основном из традиционных авиационных конструкционных
материалов. Крыло самолета в плане было треугольной формы, с углом стреловидности
по передней кромке - 67о. Управляющие поверхности на крыле отсутствовали.
Все управление самолетом осуществлялось с
помощью цельноповоротных треугольных в плане киля и стабилизатора. Все три руля
крепились на гаргротах-обтекателях, в которых размещались рулевые привода.
Передняя часть беспилотного самолета была занята аппаратурой управления и наведения
на цель и отсеком с боевой частью. Здесь же находились агрегаты системы охлаждения
систем самолета. Средняя часть самолета была в основном занята топливными
интегральными цельносварными герметизированными баками. В хвостовой
части находился маршевый короткоресурсный двигатель КР-15-300,
разработанный в ОКБ-300 С.К.Туманского, с кольцевой системой охлаждения форсажной
камеры и эжекторным соплом. Воздух к ТРД подводился по сравнительно короткому
воздушному каналу от многоскачкового неуправляемого воздузаборника с
центральным телом в виде полуконуса. Воздухозаборник находился под средней
частью фюзеляжа. На старте он был частично
прикрыт специальным коллектором, выполненным в форме полукольца, который
отстреливался после старта.
Для старта снаряда использовались стартовые твердотопливные ускорители ПРД-52 с тягой по
75000-80000 кг. Стартовые двигатели устанавливались на направляющей пусковой установки и образовывали
стартовый агрегат РАТ-52. За время работы 3,75-5 секунд стартовые ускорители сообщали самолету скорость около 165-170 км/ч и выводили
его на высоту около 100 метров. Ускорители, по мере падения их тяги, после отделения
самолета от пусковой установки, разворачивались вокруг точек крепления к
самолету и самостоятельно отделялись от него.
Маршевый двигатель при ресурсе 15 часов обеспечивал нормальную статическую тягу 10 тонн, а при форсажном
режиме - до 15 тонн в течение 3 часов. Маршевая высота полета (около 20000
метров) достигалась на удалении 200-300 км от точки старта. Точность
наведения самолета-снаряда на цель обеспечивалась применением инерциальной системы наведения, астронавигационной системы
«Земля-АИ» и автопилотом АП-85. При достижении расчетной точки изделие
«С» переводилась в пикирование под углом около 50о. На высоте
порядка 2 км над поверхностью земли должен был срабатывать специальный
боевой заряд типа «205», разработанный НИИ-1011. При возникновении нештатных ситуаций изделие
«С» самоликвидировалось. Самоликвидация производилась при боковом
отклонении от заданного курса или развороте, при внеплановом снижении
ниже 15 км, при пропадании бортового питания. Для снижения опасности и
предотвращения серьезных разрушений при полете над своей территорией
самоликвидация производилась при «пассивном подрыве» изделия без
срабатывания боевого заряда, после прохождения дистанции и перевода в
пикирование самоликвидация производилась только с подрывом боевого
заряда.
Перевозимая пусковая установка
с фиксированным углом старта (12-15о) СТ-10 конструкции А.В.Надашкевича создавалась на базе четырехосного прицепа-тяжеловоза к
автомобилю ЯАЗ-214. Пусковая установка массой 21,25 тонны буксировалась «стартовым автомобилем»
со скоростью до 40 км/ч по шоссе или до 20 км/ч по грунтовой дороге. «Стартовый автомобиль» был создан
на базе автомобиля ЯАЗ-210Д, выпускавшегося Ярославским автомобильным заводом с 1951 по 1959
годы, дооснащенного гидравлическим краном-манипулятором.
Кроме обеспечения старта самолета-снаряда пусковая установка
использовалась и для его транспортировки. При транспортировке со
снаряда снимались и крепились отдельно на ПУ консоли крыла, рули,
стартовые ускорители. Боевая часть, аппаратура управления транспортировались отдельно от снаряда
специальным автомобилем.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | |
Обозначение | «121» («С») | |
Тип | Оперативно-стратегический беспилотный самолет-снаряд | |
Система наведения | ||
БЧ | ядерная «205» | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 24,77 | |
Диаметр фюзеляжа | 1,7 | |
Размах крыла, м | 8,4 | |
Площадь крыла, м2 | 61,19 | |
Высота самолета, м | 4,614 | |
Взлетная масса, кг | 35000 | |
Масса, кг | без ускорителей | 26200 |
пустого | 7300 | |
ускорителей | 6400 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ТРДФ КР-15-300 | |
Тяга двигателя, кгс | номинальная | 10000 |
форсаж | 15000 | |
Стартовые ускорители | ПРД-52 | |
Тяга ускорителей, кгс | 2 х 75000-80000 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Крейсерская скорость полета, км/ч | 2775 | |
Высота полета, м | 19900-24100 | |
Максимальная дальность полета, км | 3880 |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 7.1999
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /