В конце 50-х годов в связи с нарастанием угрозы ядерного удара со стороны
США, руководство СССР приняло решение создать систему дальней беспилотной фото-
и радиоразведки под шифром «Ястреб» (постановление СМ №900-376 от 16.08.1960).
Ответственным за решение этой задачи определили ОКБ Туполева. КБ поручалось на
основе созданного опытного беспилотного самолета Ту-121 спроектировать дальний
беспилотный разведчик. В отличие от исходного самолета «121», в соответствии с
новым назначением разведывательный БПЛА должен был быть оборудован аппаратурой
фото и радиоразведки, системами привода в заданную точку и спасения полученных
разведывательных материалов. Дополнительно КБ поручалось проработать возможность
многоразового использования всего беспилотного ЛА.
Сроки на создание системы задавались очень жесткие: заводские летные
испытания должны были начаться в третьем квартале 1960 г, совместные испытания
через год, а уже в 1961 году завод №64 в Воронеже должен был выпустить 18
серийных машин. Новый беспилотный самолет-разведчик получил по КБ обозначение
самолет «123» (Ту-123) или ДБР-1 (Дальний беспилотный разведчик).
При проектировании БПЛА Ту-123 и системы «Ястреб» КБ, как ведущей
организации по теме пришлось столкнуться с рядом новых проблем, по своему
характеру отличавшимися от тех с которыми оно столкнулось при работах над
ударным прототипом:
- создание высокоточной разведывательной аппаратуры и обеспечение для нее
необходимых окружающих условий на борту;
- создание навигационного комплекса, способного обеспечить автономный полет
по заданной траектории полета и привод беспилотного самолета в заданный район;
посадки отделяемого контейнера;
- необходимо было обеспечить автономность базирования и применения комплекса
в условиях неподготовленных в инженерном отношении и удаленных от стационарных
технических баз стартовых позиций;
- перебазирование элементов системы своим ходом до 500 км с сохранением боеспособности;
- посадка на землю или на водную поверхность спасаемого контейнера с
разведывательным оборудованием, создание эффективной парашютной посадочной
системы спасения носового отсека, его отделение от фюзеляжа в полете;
- оснащение системы средствами обработки развединформации;
- создание ряда специализированных систем автоматической проверки бортового оборудования;
- разработать и проверить идеологию различных этапов эксплуатации системы,
создать для строевых частей необходимую эксплуатационную документацию по системе.
Над всеми этими проблемами совместно с А.А.Туполевым работали В.П.Сахаров,
на которого была возложена организация проектирования системы, В.И.Близнюк
занимался увязкой элементов системы и компоновкой самолета-разведчика,
разработку и организацию производства самоходной пусковой установки, как и при
проектировании изделия «121», вел А.В.Надашкевич, производство первых образцов
на опытном заводе возглавил В.П.Николаев, подготовкой и проведением испытаний
занималось специальное испытательное подразделение руководимое Б.Н.Гроздовым.
В БОЕВОМ СТРОЮ. Задел по Ту-121 позволил в короткие сроки
подготовить к испытаниям первые экземпляры для заводских и совместных
испытаний. Заводские испытания были закончены в сентябре 1961 года. Совместные
с военными государственные испытания были закончены в декабре 1963 года. На
основании положительных результатов этих испытаний Постановлением Совета
Министров СССР N 444-178 от 23 мая 1964 года система дальней беспилотной фото- и
радиотехнической разведки ДБР-1 «Ястреб» была принята на вооружение ВВС СА.
Серийное производство БПЛА Ту-123 и других элементов системы продолжалось в
Воронеже до 1972 года, всего было построено 52 экземпляра беспилотного самолета-разведчика.
Полеты «Ястреба» с целью проверки и поддержания практических навыков специалистов частей БСР проводились, как
правило, только на крупных советских полигонах (Забайкалье, Дальний Восток,
Средняя Азия). Маршрут прокладывался над малонаселенными районами СССР. Если из-за
отказа бортовой аппаратуры самолет отклонялся от маршрута с тенденцией
ухода за пределы полигона, производилась его ликвидация: с земли поступала
радиокоманда на выключение двигателя и перевод машины в пикирование с глубоким креном.
Система состояла на вооружении разведывательных подразделений ВВС,
дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах, до 1979 года.
После принятия на вооружение в 1972 г. разведчика МиГ-25Р
комплексы ДБР-1 постепенно стали снимать с эксплуатации и все их элементы были
утилизированы. Самолеты частично были переданы на полигоны ВВС для оборудования мишенной обстановки (имитировали
американские ракеты «Першинг»).Сохранившийся экземпляр БПЛА Ту-123 представлен на
выставке авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве.
Создание в КБ самолетов Ту-121, Ту-123 и системы «Ястреб» заложило основы по
аэродинамическим расчетам беспилотных самолетов с учетом законов
автоматического управления, специфики проектирования и изготовления бортового
оборудования и, прежде всего, по системам навигации и управления, технологии
изготовления и отработки в производстве беспилотных летательных аппаратов, их
испытаний и доводки. Совместно с научно-исследовательскими институтами ВВС была определена
идеология боевого использования и технической эксплуатации подобных систем в строевых частях.
МОДИФИКАЦИИ. На основе самолета Ту-123 было подготовлено несколько проектов модификаций исходного образца:
Описание конструкции, ТТХ, Схема.
Источники информации: