Ту-134УБЛ
Учебно-тренировочный самолет
Для подготовки пилотов дальней и морской авиации на базе пассажирского
лайнера Ту-134А был создан Ту-134УБЛ. Первый полет совершил в 1981 году.
Ту-134УБЛ предназначен для подготовки летчиков бомбардировочной авиации пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах с осуществлением полетов в условиях минимума по 2-й категории ICAO.
Самолет обеспечивал одновременные обучение и тренировку до 12 курсантов,
располагавшихся в салоне в 3 ряда, в полете курсанты по очереди проходили
подготовку на месте второго пилота.
Ha самолет устанавливалась носовая часть фюзеляжа, подобная
Ту-22М3. Как и Ту-134Б, вариант "УБЛ" оснащен обзорной РЛС
"РОЗ-1б", а также оптоэлектронным прицельным и навигационным оборудованием, соответствующим
оборудованию бомбардировщиков, состоящих на вооружении дальней авиации: Ту-22М,
Ту-160 и Ту-95МС. В проекте предусматривалась и штанга дозаправки в воздухе,
однако в соответствии с советско-американскими договоренностями ее ставить не
стали.
Учебное вооружение может размещаться под центропланом. Допускается установка до
четырех многозамковых бомбодержателей (типовой вариант для учебного бомбометания
- восемь бомб ПБ-50-75 или ПБ-120), однако по международным договоренностям
бомбодержатели на этот самолет больше не устанавливаются.
Самолет оснащен двумя ДТРД Д-30 (2х6800 кс), созданными ПНПО
"Авиадвигатель" под руководством генеральных конструкторов П.А.Соловьева и Ю.Е.Решетникова.
Ту-134УБЛ серийно строился на Харьковском авиазаводе до 1984 года. Выпущено 90 самолетов.
В 90-е годы несколько серийных Ту-134УБ-Л переоборудованы для авиации флота Ту-134УБ-КМ.
В настоящее время существует программа переоборудования снимаемых с вооружения ВВС России самолетов Ту-134УБЛ, в модификацию для
грузопассажирских перевозок. В рамках этой программы АО "АНТК им. Туполева" разрабатывает необходимую конструкторскую
документацию.
В 1982 г. на базе Ту-134УБЛ был построен учебно-тренировочный самолет для
тренировок штурманов-операторов морской авиации - Ту-134УБК (СССР-65098).
УБК отличался от УБЛ измененной центральной частью для подвески
ракеты Х-22М. В отличии от УБЛ, который является тренажером для летчиков, УБК спроектирован как тренажер для всего экипажа, соответственно можно предположить отличие в составе БРЭО, установку РЛС от Ту-22М3.
Несмотря на хорошие отзывы, самолет в серию не пошел.
Смотри также:
- Ту-134А (в основном переоборудованные в УБЛ для ВВС) / П.Даффи, А.Кандалов «А.Н.Туполев. Человек и его самолеты» /
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | |
Обозначение | Ту-134УБЛ | |
Тип | Учебно-тренировочный самолет | |
Экипаж, чел. | 4 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 41,92 | |
Размах крыла, м | 29,01 | |
Площадь крыла, м2 | 127,3 | |
Высота, м | 9,14 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 47600 |
максимальная | 49000 | |
Масса пустого, кг | 29000 | |
Масса топлива, кг | 14400 | |
Полезная (боевая) нагрузка , кг | 8200 | |
Количество курсантов, чел | 12 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Тип двигателей | ТРДД Д-30 11 серии | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | 2x6800 (2x66,7) | |
Летные данные (расчетные) | ||
Максимальная скорость полета, км/ч | 890 | |
Дальность полета с полезной нагрузкой 5000 кг, км | 3200 | |
Практический потолок, м | 11800 | |
Взлетная дистанция, м | 2150 | |
Посадочная дистанция, м | 1980 |
Источники информации:
- Ту-134УБЛ ОКБ им. А.Н.ТУПОЛЕВА
- Ту-134УБЛ
- Ту-134УБЛ / В.Ильин, С.Скрынников, Вестник Воздушного Флота, март-апрель 1997 /
- П.Даффи, А.Кандалов «А.Н.Туполев. Человек и его самолеты»
- Самолеты ОКБ А.Н.Туполева / В.Г.Ригмант, Москва, Русавиа, 2001 /