ОКБ-155

Ту-134УБЛ
Учебно-тренировочный самолет

    Для подготовки пилотов дальней и морской авиации на базе пассажирского лайнера Ту-134А был создан Ту-134УБЛ. Первый полет совершил в 1981 году.Учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков Дальней авиации Ту-134УБ-Л
    Ту-134УБЛ предназначен для подготовки летчиков бомбардировочной авиации пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах с осуществлением полетов в условиях минимума по 2-й категории ICAO. Самолет обеспечивал одновременные обучение и тренировку до 12 курсантов, располагавшихся в салоне в 3 ряда, в полете курсанты по очереди проходили подготовку на месте второго пилота.
    Ha самолет устанавливалась носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М3. Как и Ту-134Б, вариант "УБЛ" оснащен обзорной РЛС "РОЗ-1б", а также оптоэлектронным прицельным и навигационным оборудованием, соответствующим оборудованию бомбардировщиков, состоящих на вооружении дальней авиации: Ту-22М, Ту-160 и Ту-95МС. В проекте предусматривалась и штанга дозаправки в воздухе, однако в соответствии с советско-американскими договоренностями ее ставить не стали.11 Ту-134УБЛ ВВС выстроились на военном аэродроме в Тамбове (из собрания К.Удалова)
    Учебное вооружение может размещаться под центропланом. Допускается установка до четырех многозамковых бомбодержателей (типовой вариант для учебного бомбометания - восемь бомб ПБ-50-75 или ПБ-120), однако по международным договоренностям бомбодержатели на этот самолет больше не устанавливаются.
    Самолет оснащен двумя ДТРД Д-30 (2х6800 кс), созданными ПНПО "Авиадвигатель" под руководством генеральных конструкторов П.А.Соловьева и Ю.Е.Решетникова.
    Ту-134УБЛ серийно строился на Харьковском авиазаводе до 1984 года. Выпущено 90 самолетов.
    В 90-е годы несколько серийных Ту-134УБ-Л переоборудованы для авиации флота Ту-134УБ-КМ.
    В настоящее время существует программа переоборудования снимаемых с вооружения ВВС России самолетов Ту-134УБЛ, в модификацию для грузопассажирских перевозок. В рамках этой программы АО "АНТК им. Туполева" разрабатывает необходимую конструкторскую документацию.Харьков. Ту-134А СССР-65098 после переоборудования в Ту-134УБК (из собрания М.Саукке)

   В 1982 г. на базе Ту-134УБЛ был построен учебно-тренировочный самолет для тренировок штурманов-операторов морской авиации - Ту-134УБК (СССР-65098).Ту-134УБК (?)
   УБК отличался от УБЛ измененной центральной частью для подвески ракеты Х-22М. В отличии от УБЛ, который является тренажером для летчиков, УБК спроектирован как тренажер для всего экипажа, соответственно можно предположить отличие в составе БРЭО, установку РЛС от Ту-22М3.
    Несмотря на хорошие отзывы, самолет в серию не пошел.

Смотри также:

  1. Ту-134А (в основном переоборудованные в УБЛ для ВВС) / П.Даффи, А.Кандалов «А.Н.Туполев. Человек и его самолеты» /
Описание
Конструкция ОКБ А.Н.Туполева
Обозначение Ту-134УБЛ
Тип Учебно-тренировочный самолет
Экипаж, чел. 4
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 41,92
Размах крыла, м 29,01
Площадь крыла, м2 127,3
Высота, м 9,14
Взлетная масса, кг нормальная 47600
максимальная 49000
Масса пустого, кг 29000
Масса топлива, кг 14400
Полезная (боевая) нагрузка , кг 8200
Количество курсантов, чел 12
Силовая установка
Число двигателей 2
Тип двигателей ТРДД Д-30 11 серии
Тяга двигателя, кгс (кН) 2x6800 (2x66,7)
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость полета, км/ч 890
Дальность полета с полезной нагрузкой 5000 кг, км 3200
Практический потолок, м 11800
Взлетная дистанция, м 2150
Посадочная дистанция, м 1980

Ту-134УБЛ
Ту-134УБЛ в Жуковском (2001 г)
Ту-134УБЛ

Источники информации:

  1. Ту-134УБЛ ОКБ им. А.Н.ТУПОЛЕВА
  2. Ту-134УБЛ
  3. Ту-134УБЛ / В.Ильин, С.Скрынников, Вестник Воздушного Флота, март-апрель 1997 /
  4. П.Даффи, А.Кандалов «А.Н.Туполев. Человек и его самолеты»
  5. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева / В.Г.Ригмант, Москва, Русавиа, 2001 /