«139» (Ту-139, ДБР-2, «Ястреб-2»)
Дальний беспилотный самолет-разведчик
Под обозначением «139» в ОКБ Туполева разрабатывалось 2 проекта.
Первый - проект экспериментального ракетного самолета «139»
готовился для выполнения одного из этапов программы создания ракетоплана
«Звезда». По конструкции и назначению самолет «139» был близок к американскому экспериментальному
ракетному самолету Х-15.
Его старт должен был осуществляться с Ту-95К. Самолет «139» позволил бы обеспечить пилотируемый полет на максимальной скорости 8000 км/ч и потолки до 200000 м при посадочных скоростях 300 км/ч.
Другой - полностью спасаемый беспилотный самолет-разведчик.
Проработка такого варианта предусматривалась еще на первоначальном этапе работ по самолету «123». В КБ в ходе проектирования
рассматривались различные варианты решения этой задачи, но к реальным работам
приступили только после передачи самолета «123» в серию.
В 1964 году в КБ начались проектные работы по полностью спасаемому беспилотному
самолету-разведчику, получившему по КБ обозначение самолет «139» (Ту-139, ДБР-2), система «Ястреб-2».
Самолет «139» создавался на базе серийного самолета «123» и в основных компоновочных решениях соответствовал ему,
за исключением новой оживальной в плане формы крыла и уменьшенного поперечного V
горизонтальных плоскостей хвостового оперения. Основные отличия в конструкции
были связаны с установкой на самолет «139» системы спасения. В хвостовой
части самолета был установлен контейнер увеличенного размера под комбинированный
посадочно-тормозной парашют, который, помимо торможения, после перецепки с
помощью специальной системы выполнял функции посадочного. Для торможения у земли
в фюзеляже были установлены несколько твердотопливных тормозных двигателей,
которые начинали работать на последнем этапе посадки, по
сигналу от контактного щупа. Мягкая посадка производилась с посадочной массой 13500 кг.
Основные массо-габаритные параметры и летные характеристики самолета «139»
практически полностью соответствовали самолету «123».
В ходе работ по данной теме были построены несколько экземпляров опытного самолета «139». В конце 60-х начале 70-х годов
начались их испытания и доводки, в том числе и летные с натурной проверкой системы
спасения. Испытания показали принципиальную возможность посадки беспилотного ЛА длиной 28
м и массой 13500 кг на неподготовленные площадки и последующего его
использования. Но вскоре программа была свернута и работы по самолету «139» в КБ были прекращены.
Наработки по теме «139» были использованы в проектах беспилотных дозвуковых разведчиков «141» и «143».
Описание | |
---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева |
Обозначение | «139» |
Тип | Дальний беспилотный самолет-разведчик |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 28 |
Посадочная масса, кг | 13500 |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 12.1999
- Журнал «Авиация и время» № 6 1996 год