Ту-144ЛЛ
сверхзвуковая летающая лаборатория
Весь период после создания Ту-144 АНТК им. А.Н.Туполева. вместе с ведущими отраслевыми
научными центрами (такими, как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ) не прекращали проработок по СПС второго поколения.
Эти работы состоят из
общего проектирования самолета, разработки его составных частей, а также научно-исследовательских
и экспериментальных работ по созданию новых материалов, покрытий,
технологических процессов. Опыт по созданию Ту-144 широко использовался при разработке Ту-244,
а в 1993 г. два Ту-144Д переоборудуются под летающие лаборатории в рамках работ по СПС второго поколения.
В виду отсутствия финансирования, работы по созданию Ту-244 остались на стадии исследования,
а летающая лаборатория Ту-144 приняла участие в совместной программе США и России
по летным исследованиям в интересах разработки технологий для создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения (HSCT).
Межправительственным соглашением, подписанным в июне 1993 года, предусмотрено
использование переоборудованного Ту-144Д
в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания
базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки
вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на
взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») был сделан
благодаря его большей максимальной скорости полета, наличия убираемого ПГО и, вероятно, меньшей стоимости аренды.
Для осуществления шестимесячной программы летных испытаний Авиационный научно-технический
комплекс (АНТК) имени А.Н.Туполева предоставило летающую лабораторию - самолет Ту-144Д № 08-2 (выпущен в
1981 году, имел налет 82 ч 40 мин, бортовой номер - 77114), оборудованный системой аварийного покидания в
полете и способный принять в свободный от кресел салон значительный объем измерительной аппаратуры. Он был выбран из 4 Ту-144, сохранившихся в пригодном для полетов состоянии. Радикальной
переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ установлены
форсированные ТРДД НК-32-1 (модификация НК-32 стратегического бомбардировщика Ту-160).
Установили новые мотогондолы с доработанными воздухозаборниками, провели усиление крыла, доработали топливную и другие системы. Это
повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения летной годности самолета на нем установлена новая система регистрации данных
«Дамьен». Самолет буквально напичкан температурными датчиками и датчиками давления, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.
Финансирование программы осуществляется корпорацией «Боинг» при содействии компаний
«МакДоннелл Дуглас» (вскоре объединившейся с «Боингом»), «Рокуэлл», «Пратт энд Уитни» и «Дженерал электрик», а также Национальным
аэрокосмическим агентством США. Хотя стоимость программы возросла с 9 до 14 миллионов $,
программа Ту-144ЛЛ - всего лишь небольшая часть из $440 миллионного контракта NASA с Boeing и McDonnell Douglas по
HSR (High Speed Research - высокоскоростным исследованиям).
17 марта 1996 года на летно-испытательной базе АНТК имени А.Н.Туполева в Жуковском состоялась торжественная выкатка Ту-144ЛЛ. На
митинге в честь этого события выступили заместитель председателя Госкомоборонпрома
Анатолий Братухин, посол США в России Томас Пикеринг, генеральный директор АНТК имени
А.Н.Туполева Валентин Климов, главный конструктор Александр Пухов, вице-президент
корпорации Рокуэлл - Норт Америкен Лесли Лэкман, директор отдела НАСА Луи Дж. Вильямс и другие почетные гости.
Летным испытаниям предшествовали наземные на специальных стендах, позволившие получить большое количество данных о работе двигателей, необходимых для разработки силовых установок будущего.
29 ноября 1996 года состоялся первый полет Ту-144ЛЛ, выполненный экипажем С.Г.Борисова (второй пилот
Б.И.Веремей). В ходе проведенных 27 полетов по совместным исследовательским программам, было выполнено восемь уникальных экспериментов
по определению распределения давления и коэффициента трения, параметров пограничного слоя, распределению
температур по поверхности планера, тепловому режиму внутри силовой установки, шуму внутри салона и акустическим нагрузкам на элементы конструкции. Получены впервые в мире
результаты по влиянию земли на взлетно-посадочные характеристики крыла
малого удлинения большой площади при полетах над ВПП на сверхмалых высотах. Оценка летных характеристик самолета, в том числе характеристик устойчивости и управляемости.
проводилась несколькими экипажами летчиков-испытателей АНТК им. Туполева
и ЛИИ им. Громова, в сентябре 1998 г. в трех полетах принимали участие 2 американских летчика-испытателя из НАСА.
В июне 1999 АНТК имени Туполева и американская фирма «Боинг» успешно
завершили программу совместных исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию
перспективного сверхзвукового пассажирского самолета.
Описание | |
---|---|
Разработчик | АНТК им. А.Н.Туполева |
Обозначение | Ту-144ЛЛ |
Тип | Cверхзвуковая летающая лаборатория |
Экипаж, чел. | 3 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 65,7 (60) |
Размах крыла, м | 28,8 (27) |
Площадь крыла, м2 | 507 |
Взлетный вес, кг | 200000 |
Вес топлива, кг | 102000 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Двигатель | ДТРДФ НК-32-1 |
Тяга двигателя, кгс | 25500 |
Летные данные | |
Максимальная скорость полета, М= | 2,35 |
Потолок, м | 18897 |
Дальность, км | 4000 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант. Авиация и космонавтика 9/2000 /