Ту-160 («160», «К», «70»)
Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец
История создания На службе Отечеству
Первые две серийные машины поступили в Прилуки в 184-й Гвардейский ТБАП 17 апреля 1987 года, один из них пилотировал заместитель
командующего 37-й ВА генерал-лейтенант Л.В.Козлов. Впервые по приказу министра обороны
столь сложный самолет передавался в строевую часть в опытную эксплуатацию, не
закончив госиспытаний.
К началу 90-х годов КАПО построило 34 самолета Ту-160, включая планера
для ресурсных и прочностных испытаний. 19 самолетов Ту-160 поступили в две эскадрильи
184-го ГвТБАП, базировавшегося в Прилуках на Украине.
К моменту прибытия самолетов в 184-й ГвТБАП его летный состав уже прошел теоретическую подготовку в Казани и в Самаре, летал на Ту-22М3,
которые незадолго до этого, с целью освоения летчиками тяжелых самолетов с
крылом изменяемой стреловидности получил и освоил полк. В первую очередь Б.И.Веремей и
заводские летчики-испытатели из Казани готовили летчиков-инструкторов для 37-й ВА,
куда входил полк. С помощью инструкторского состава проходила программа вывозных
полетов для строевых летчиков. В течение восьми месяцев первая эскадрилья в
Прилуках была полностью подготовлена к полетам на Ту-160. Полк в напряженном режиме
осваивал новые машины, налет на одну машину в год составлял до 100 часов, летали по 6, 10 и
12-часовым маршрутам. По отзывам летчиков, до этого летавших и на Ту-16, и на Ту-22М3, лучше
машины не было. Эргономику кабины хвалили все. Пожалуй, единственным объектом критики
со стороны летных экипажей стали «истребительные» кресла К-36ДМ, малоприспособленные для
многочасовых полетов, положение исправилось с внедрением подушки с пульсирующим воздухом для массажа. Такой
сложнейший авиационный комплекс, как Ту-160, потребовал совершенно иного подхода к
переучиванию технического состава. Достаточно сказать, что в первое время
подготовка в 184-м ГвТБАП занимала до трех суток, в дальнейшем за счет усилий личного
состава, огромной работы ОКБ и его подразделения эксплуатации по улучшению
эксплуатационной технологичности самолета и комплекса это время было приведено в
нормальные пределы. Много хлопот в эксплуатации доставляли новейшие радиоэлектронные системы, в частности, бортовой комплекс обороны, 80% агрегатов
которого размещались в хвостовой части фюзеляжа, в зоне повышенных вибраций при
работающих двигателях. Часто разрушались створки сопел НК-32. Все эти и другие «детские
болезни», присущие начальному циклу освоения любого самолета, находились в поле
зрения авиапромышленности. В Прилуках постоянно находилось до 300 представителей
промышленности, все недостатки оперативно устранялись на строевых машинах и в серии.
Напряженная работа летного и технического состава ВВС, промышленности вскоре была
вознаграждена. Постепенно Ту-160 становились боевыми единицами. Уже в августе 1987 года
экипаж генерала Л.В.Козлова и командира 184-го ГвТБАП В.Гребенникова совершили первый
полет на имитацию боевого применения. Пуск ракеты Х-55 прошел на «отлично». В ходе государственных испытаниях, завершившихся в
середине 1989 года, с Ту-160 было выполнено четыре пуска крылатых ракет Х-55 - основного вооружения самолета. Была
достигнута максимальная скорость горизонтального полета 2200 км/ч, однако в ходе эксплуатации скорость была ограничена
величиной 2000 км/ч, что было обусловлено требованиями сохранения ресурса.
Вскоре начались полеты самолетов полка за пределы СССР. Самолеты ходили за «угол», в Атлантику, покрывая огромные расстояния,
выходя в расчетные точки пуска крылатых ракет по территории США и Каналы. На их
перехват по маршруту поднимались истребители-перехватчики стран НАТО. В
западной печати появились фотографии нового советского самолета, а в 1988 году с
ним мог близко ознакомиться министр обороны США Фрэнк Карлуччи на показе в Кубинке.
Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены рядом мировых рекордов. В
октябре 1989 года и в мае 1990 года экипажи ВВС выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и
высоты полета. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т
был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км со взлетной массой 275 т достигнута средняя скорость 1678 км/ч и высота 11 250 м. Всего экипажи ВВС на Ту-160
сумели установить 44 мировых рекорда.
В 1992 году первые самолеты этого типа поступили на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, базировавшегося на авиабазе Энгельс. К концу 1999 года в составе
подразделения насчитывалось 6 самолетов Ту-160, еще несколько машин находилось на аэродроме в Жуковском и в Казани (в стадии постройки).
После распада СССР на территории независимой Украины осталось 19 самолетов Ту-160, абсолютно не
вписывающихся в оборонительную доктрину этой страны. «Украинские» Ту-160 стали предметом торга между политиками России и Украины.
Осенью 1999 года между Россией и Украиной наконец была достигнута договоренность о передаче
России восьми «украинских» Ту-160 и трех Ту-95МС в счет долгов за поставленный газ. С декабря 1999 года по
апрель 2000 года все самолеты перелетели на аэродром под Энгельсом.
На территории России в
начале 90-х годов имелось порядка десятка Ту-160, различных годов выпуска. Два самолета используются АНТК им.А.Н.Туполева для
проведения исследований и испытаний. На Казанском АПО имелась 6 недостроенных машин в различной степени готовности.
В 1997 г. на заводе в Казани были начаты работы по возобновлению производства самолетов Ту-160. В 1999 г. МО России выделило
средства на достройку одного бомбардировщика. 10 сентября 1999 года достроенная машина № 802 совершила первый полет с аэродрома КАПО.
5 мая 2000 г. достроенный стратегический ракетоносец поступил на вооружение российской армии.
Перед этим бомбардировщик был освящен и получил собственное имя - «Александр Молодчий». Это
первый стратегический самолет, построенный в России за последние 5 лет и пятнадцатая
машина подобного класса, поставленная на вооружение Энгельсской авиабазы. К концу 2000
года 2-й достроенный Ту-160 вольется в состав 37-й армии.
В настоящее время все доведенные до боеспособного состояния машины находятся в составе 1-го ТБАП Дальней
авиации, базирующегося под Энгельсом. Каждый из самолетов полка имеет свое
персональное название: «Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников», «Михаил Громов» и т.д.
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 4.2000, 8.1999
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- На пути к стратегическому носителю / Вестник авиации и космонавтики № 5-6 1998 /
- Ту-160 / Вестник воздушного флота № 2 1997 /