Ту-160 («160», «К», «70») Black Jack
Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец
История создания
На службе Отечеству
Самостийные страдания
После распада СССР на территории независимой Украины остался осталось 19 самолетов Ту-160.
Базировались эти самые современные стратегические бомбардировщики в Прилуках
(Черниговская область). Самолеты были для украинцев одним из атрибутов
национальной независимости и суверенитета: не всякая страна может позволить себе
иметь стратегическую авиацию.
Но вскоре выяснилось, что бомбардировщики - слишком дорогая и
ненужная игрушка. Для полета на максимальную дальность одному Ту-160 нужно 170
тонн керосина, а для учебного полета над национальной территорией - 40 тонн.
Кроме того, небо Украины было слишком тесно для Ту-160. Из-за постоянной
нехватки горючего самолеты летали не более пяти раз в год. Бомбардировщики
простаивали на стоянке в Прилуках, имея на своих плоскостях национальную
символику Украины - желто-голубые круги и трезубцы, заменившие привычные красные
звезды. Иногда в воздух для парадов поднимался один самолет.
Стратегические бомбардировщики абсолютно не вписывались
в оборонительную доктрину безъядерной Украины. Содержать их даже в режиме
консервации было слишком дорого, да и ни к чему. Вскоре в Киеве стали
задумываться о том, как избавиться от Ту-160. Самолеты можно было перебазировать
в Россию (так в свое время поступил Казахстан, обменяв дальние бомбардировщики
Ту-95МС на истребители) или уничтожить.
В 1995 году начались переговоры о покупке Россией 10 полностью
исправных украинских Ту-160 по цене $25 млн за штуку (России эти самолеты были
крайне необходимы, поскольку на вооружении ВВС РФ оставалось лишь шесть Ту-160 - на авиабазе
в Энгельсе). Но они закончились безрезультатно: предложенная Россией цена
показалась тогда Украине смехотворной. Совет национальной безопасности и обороны
Украины принял решение о ликвидации стратегических авиационно-ракетных
комплексов Ту-95МС и Ту-160. В 1998 года Украина приступила к
уничтожению стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара
средства. До конца 1998 года были утилизированы два Ту-160,
разделка каждого обошлась в $1 млн. Полностью авиапарк украинских самолетов
Ту-160 предполагалось ликвидировать к 2001 году.
5 декабря 1998 года МО Украины и МО США подписали соглашение о ликвидации 44 тяжелых
бомбардировщиков и 1068 крылатых ракет Х-55 воздушного базирования (19 самолетов
Ту-160 предполагалось уничтожить в рамках международного договора START-1). По
дополнительному соглашению 16 самолетов Ту-160 планировалось утилизировать,
3 - после доработки использовать в качестве первой ступени при запусках космических ракет.
В марте 1999 г. Министерство обороны Украины получило разрешение Правительства
Украины продать три бомбардировщика Ту-160 и запасные части к ним за $20 млн американской
компании Platforms International Corporation для переоборудования самолетов в
носители ракет для запуска спутников. Организация запуска спутников с помощью
ракет-носителей типа Pegasus возлагалась на американскую фирму Orbital
Network Services Corporation. Российская сторона указала украинскому и
американскому правительствам о нарушении положений Договора СНВ-2. Принципиальная позиция России
нашла поддержку в Вашингтоне, который также высказался против любого нарушения
Украиной основополагающих положений Договора; Киев отказался от продажи
самолетов.
В апреле-мае 1999 года обсуждался вопрос об обмене восьми самолетов Ту-160 и
трех бомбардировщиков Ту-95МС ВВС Украины на самолеты Ан-22 и Ан-124 ВТА России.
В начале августа 1999 года была достигнута договоренность о передаче Украиной
России восьми полностью исправных тяжелых бомбардировщиков Ту-160 в счет
частичного погашения задолженности за поставки природного газа. В октябре 1999
года на Украину отправилась военно-техническая делегация ВВС России для оценки
технического состояния самолетов. Передача бомбардировщиков России началась в
ноябре 1999 года. К апрелю 2000 года все самолеты перелетели на аэродром под
Энгельсом.
Последний из оставшихся стратегических авиационных комплексов Ту-160 ВВС Украины был уничтожен 2 февраля 2001 года. Один
бомбардировщик Ту-160, приведенный в состояние, исключающее его боевое применение, находится в Полтавском музее авиации и космонавтики.
Источники информации:
- Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 4.2000
- Украинский BlackJack не достанется Америке / Avia.Ru /