Ту-160CК («Бурлак-Диана»)
авиационно-космический комплекс
Необходимость создания авиационно-космического комплекса «Бурлак» была обусловлена тем, что при ведении боевых
действий противник может уничтожить или существенно ослабить орбитальную
группировку разведывательных спутников и спутников системы предупреждения, а наземные стартовые
комплексы космодромов могут быть выведены из строя.
Разработка комплекса велась с 1991 г. МКБ «Радуга», ОКБ МЭИ
и ОКБ им. А.Н.Туполева на базе самолета Ту-160 и научно-технического
задела по авиационным и ракетным системам.
Концепция системы «Бурлак» аналогична реализованной в проекте
«Пегасус» американской компанией «Орбайтл Сайнсиз».
Для запуска двухступенчатой ракеты-носителя «Бурлак» применяется переоборудованный тяжелый бомбардировщик Ту-160СК.
Для запуска планировалось использовать базовый прицельный комплекс Ту-160 с возможностями адаптации под задачи запуска ракеты «Бурлак».
После использования первая ступень ракеты-носителя «Бурлак» спускается на парашюте и пригодна для повторного использования, вторая - сгорает в атмосфере.
Для взлета самолета-носителя Ту-160СК с ракетой необходима взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 км.
Радиус запуска КА от аэродрома базирования 5000 км. В составе системы создается командно-измерительный комплекс на базе самолета
Ил-76СК.
Средства подготовки ракеты и комплекса автономны, мобильны и обеспечивают оперативный запуск целевой нагрузки.
В перспективе на базе ракеты «Бурлак» предполагалось создать новую ракету-носитель
«Бурлак-М». На первой ступени «Бурлак-М» будет применен гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель.
В этом варианте масса полезной нагрузки по сравнению с комплексом «Бурлак» по расчетам должна возрасти в 1,5 раза.
Ввод системы в эксплуатацию планировался в 1998-2000 гг.
В дальнейшем по программе конверсии проект авиационно-космического комплекса «Бурлак»
был переориентирован на вывод на орбиту «малых» спутников для создания системы связи, спутниковой навигации, контроля, поиска полезных
ископаемых и т.д. Экологически чистый, экономичный, мобильный и оперативный комплекс «Бурлак» обеспечивает вывод на любую
заданную орбиту космических аппаратов как для создания многоспутниковых систем, так и для их поддержания в рабочем состоянии, с заменой выработавших ресурс
или вышедших из строя спутников.
Применение комплекса Ту-160СК обеспечивает:
- формирование любой плоскости околоземной орбиты спутника;
- пуск из любой точки земли, в том числе с экватора;
- независимость пуска от времени суток и погодных условий;
- повышение безопасности запуска, так как запуски могут проводиться вдали от населенных пунктов при минимальных зонах отчуждении;
- возможность запуска коммерческого спутника с территории государства-заказчика;
- максимальное сохранение научно-технических секретов.
Технически использование самолета-носителя Ту-160 в качестве 1-й ступени для запуска космических ракетных разгонщиков ИСЗ «Бурлак» дает возможность:
- уменьшить начальную массу космического разгонщика;
- исключить вертикальный участок траектории с обеспечением начальной скорости ракеты 220-500 м/с (М= 0,8-1,7) на высотах 9-13 км;
- устранить необходимость содержания и обслуживания дорогостоящих стартовых комплексов.
В состав авиационно-космического комплекса «Бурлак» входят самолет-носитель
Ту-160СК, космический разгонщик «Бурлак», самолетный командно-измерительный пункт Ил-76СК
и комплекс средств наземного обслуживания и обработки информации.
Носитель «Бурлак» проектируется МКБ «Радуга». Масса этого двухступенчатого
носителя составит 32 т, длина - 22 м. «Бурлак» стартует уже за пределами
самых плотных слоев атмосферы - с высоты 9-11 км или 12-13 км с достаточно
высокой начальной скоростью М=0,8 или М=1,7 (в зависимости от высоты старта).
Эти условия обеспечивают вывод на орбиты высотой 200-1000 км грузов массой
600-800 кг (полярные орбиты) или 840-1100 кг (экваториальные орбиты).
Минимальная стоимость предварительных работ оценивается в 160 миллионов долларов. Стоимость одного
коммерческого запуска - 2,5 миллиона долларов. При этом стоимость вывода на
орбиту 1 кг груза находится в пределах 6000-8000 долл.
Первоначально программа была чисто российской, но вскоре с ней познакомилась
германская фирма OHB-System из Берлина. Совместно с российской ассоциацией
«Бурлак» (кроме АНТК имени Туполева и МКБ «Радуга», в нее вошли ЦАГИ, ЛИИ, ОКБ МЭИ и др.)
OHB-System выполнила по заказу немецкого космического агенства DARA две фазы углубленных исследований, которые
продемонстрировали не только техническую реализуемость проекта, но и подтвердили
его хорошие экономические и коммерческие перспективы. В целях дальнейшего
практического осуществления проекта российские и германские фирмы договорились о
создании совместного предприятия для организации работ по программе.
В 1994 г. российско-германский проект, получивший название «Бурлак-Диана» (Burlak-Diana), был представлен на авиашоу в Сингапуре.
Но после первого немецкого взноса в 600 тысяч дойчмарок, которые растворились в
иномарках и саунах, сотрудничество приостановлено. Работа по проекту «Бурлак» и его модификациям продолжается сейчас только за счет энтузиазма сотрудников и
нового руководства АНТК им. А.Н.Туполева. По словам заместителя генерального директора АНТК Юлия Каштанова,
разработка носителя продвинулась достаточно далеко, несмотря на недостаточное финансирование.
В 1995 году самолет Ту-160 0401 с макетом космического разгонщика «Бурлак» был представлен на Парижском авиационном салоне и вызвал огромный интерес у специалистов и публики.
В 1997 г. Ту-160 с макетом «Бурлака» был показан на МАКС. Модели основных элементов комплекса были представлены на МАКС-99.
Помимо проблем с финансированием реализации проекта «Бурлак» препятствует и жесткая конкуренция со стороны отечественных фирм, стоящих перед
необходимостью тем или иным способом избавляться от огромного арсенала
стратегических ракет и выбирающих, разумеется, вариант их уничтожения путем запуска в космос.
Своеобразным продолжением проекта «Бурлак» можно назвать американо-украино-российскую программу High Altitude Air Launch (НААL),
которая в варианте «2001»
предусматривала использование в качестве носителя самолёт Ту-160, а
ракеты-носителя - одну из уже существующих ракет массой от 20 до 50 тонн с
выводом в космос полезной нагрузки от 400 до 1 500 кг.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ассоциация «Бурлак» | |
Обозначение | Ту-160СК | |
Тип | авиационно-космический комплекс | |
Проект | 1991-95 | |
Экипаж, чел | 4 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 54,1 | |
Взлетная масса, кг | максимальная | 275000 |
нормальная | 267600 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Двигатель | ДТРФ НК-32 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | 14000 (137,2) |
форсажная | 25000 (245,7) | |
Летные данные | ||
Практическая дальность полета, км | 11000 | |
Скорость пуска, км/ч (М=) | Н=9-11 км | (0,8) |
Н=12-13 км | 1700 (1,7) | |
Высота орбиты РН, км | 200-1000 | |
Вес ПН, кг | полярные орбиты | 600-800 |
экваториальные орбиты | 840-1100 |
Источники информации:
- Проект ракеты-носителя БУРЛАК
- «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» / Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. /
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 4.2000
- Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /