Ту-95 (95)
Стратегический бомбардировщик
Работы по созданию межконтинентального (т.е. способного, взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно)
самолета - носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр «95» (самолет «В»)
начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. В ходе предварительных исследований для нового бомбардировщика
рассматривались различные варианты силовой установки - ТРД, ТВД, их комбинации.
Окончательный выбор был остановлен на схеме с четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 12.000-15.000 л.с. Самолет предполагалось оснастить системой
крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной дозаправкой предполагалось
довести до 18.400 км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками - 32.000 км.) На
первом опытном экземпляре бомбардировщика, самолете «95-1», было решено установить
четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000 л с), на втором, «95-2» - двигатели ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500 л с) Н.Д.Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 г (командир корабля - А.Перелет).
В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй
опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 г (командир - М.А.Нюхтиков).
В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 гг, на этой машине при
взлетной массе 167 200 кг была достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для
самолетов с винтовыми движителями) и практическая дальность (т.е. дальность с АНЗ
и сбросом нормальной бомбовой нагрузки после преодоления половины маршрута) 15 040 км.
Для сравнения, техническая (т.е. чисто расчетная, до полной выработки топлива)
дальность американского реактивного стратегического бомбардировщика Boeing B-52B «Стратофортресс», также совершившего
первый полет в 1955 году и имевшего максимальную взлетную массу 190500 кг,
составляла 11 530 км, а максимальная скорость - 957 км/ч. В августе 1955 г. в Куйбышеве был
построен первый серийный бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от самолета
«95-2» фюзеляжем, удлиненным на 2 м. Максимальная взлетная масса серийных Ту-95 составляла 172 000 кг, а практическая дальность полета - 12 100 км.
Ту-95 послужил основой для множества модификаций, как опытных, так и выпускавшихся серийно.
ракетоносец | |||||
Ту-95Н | Ту-95С | Ту-95К(КМ) - носители ГЛА |
Ту-95ЛАЛ | «119» | Ту-95МА |
---|
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «ТУ» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 7.1999 /
- Ту-95 / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 11. 2000 /
- Ту-95 / Русская сила /
- Ту-95МС