Ту-95 - носитель гиперзвуковых летательных аппаратов
самолет-носитель
В конце 50-х и в начале 60-х годов в ОКБ А.Н.Туполева велись активные работы по
созданию гиперзвуковых летательных аппаратов. В рамках этой программы
в ОКБ-156 был построен экспериментальный самолет «130» (прототип последней ступени беспилотной планирующей ударной системы
«ДП»), велись проектные работы по воздушно-космическому самолету «136» «Звезда» и его
варианту «137» «Спутник». Для исследований по данной тематике предполагалось провести целую серию испытаний различных гиперзвуковых аппаратов со стартом с самолета-носителя
Ту-95.
Экспериментальная система для запуска гиперзвуковых пилотируемых
аппаратов с борта самолета Ту-95 была идеологически и конструктивно близкой к системе запуска американского
самолета X-15 с бомбардировщика B-52A. В ОКБ-156 велись предварительные работы по самолету-носителю на
базе Ту-95К и по экспериментальному ракетному самолету «139», очень близкому по своим техническим решениям
к американскому Х-15. Но в отличие от американского аналога, советский вариант Ту-95, как носитель гиперзвуковых летательных аппаратов, не
был в то время реализован. Успех ОКБ-1 С.П.Королева в создании ракеты-носителя Р-7 и космических кораблей
«Восток» и «Восход» привели к закрытию в ОКБ-156 работ по всей авиационно-космической тематике.
Вновь о Ту-95, как о носителе экспериментальных космических аппаратов, вспомнили во второй половине 60-х годов, когда в
ОКБ-155 А.И.Микояна начались аналогичные работы по
теме «Спираль». В качестве носителя использовался переоборудованный Ту-95КМ №2607. Самолет
«105.11» крепился в грузоотсеке на специальном балочном держателе. На носителе
был сделан лаз, по которому пилот попадал в кабину самолета «105.11» из кабины экипажа Ту-95КМ.
В первом полете самолета-носителя с аналогом на борту находился только экипаж Ту-95КМ, в последующих трех полетах летчики А.Г.Фастовец и В.Е.Урядов находились в нише самолета-носителя. В последующих полетах, когда летчики Фастовец, Урядов, Остапенко и Федотов находились в кабине аналога, производилась отработка силовой установки аналога (с выпуском аналога балочным держателем в воздушный поток и включения в таком положении его двигателя), пневмосистемы, внутренней и внешней связи, системы телеметрии, кондиционирования и выпуска шасси. Всего было выполнено 14 совместных полетов аналога с самолетом-носителем без отцепок. В одном из полетов двигатель РД-36-35К один раз как бы недовольно "завис " на высоте, не набрав нужных оборотов. Но по мере снижения двигатель запустился и вышел на заданные обороты, как и требовалось (двигатель и должен был работать именно в таком режиме на атмосферном участке полета).
По результатам совместных полетов были отработаны и дооборудованы средства самолета-носителя, обеспечивающие безопасный переход летчика аналога в носитель (страховочный фал, радиосвязь, добавлена уплотнительная "бульба" на передней кромке грузового отсека и т.п.).
27 октября 1977 года самолет-носитель Ту-95КМ, пилотируемый экипажем во главе с заместителем начальника службы летных испытаний бомбардировочной авиации подполковником А.Н.Обеловым, на скорости 420 км/час сбросил аналог "105.11", пилотируемый А.Г.Фастовцом, с высоты 5500 метров перпендикулярно створу посадочной глиссады аэродрома.
В дальнейшем, до сентября 1978 г. состоялось еще 5 автономных полетов аналога «105.11». Три из них выполнил А.Г.Фастовец, один – П.М.Остапенко, и последний – В.Е.Урядов. Все полеты совершались после отцепок от самолета-носителя Ту-95 в горизонтальном полете на высоте 5500 м в диапазоне скоростей 420-460 км/ч со стартового положения балочного держателя с последующей посадкой аналога на грунтовую ВПП.
Были определены все необходимые характеристики изделия «105.11» на дозвуковых скоростях.
В четырех полетах экипаж летающего аэродрома Ту-95КМ возглавлял командир испытательной эскадрильи полковник А.П.Кучеренко.
После завершения испытаний прототип ВКС передали в музей ВВС в Монино, а переделанный Ту-95КМ утилизировали.
Кроме этих работ, Ту-95КМ предполагалось использовать в качестве
носителя 3-х - 4-х «махового» разведчика «Ворон», опытные работы по которому вело ОКБ
в начале 70-х годов. В 90-ые годы были предложения использовать Ту-95КМ
как самолет-носитель для испытаний по программе испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов
(ГЛА), предназначенных для исследований гиперзвуковых прямоточных ВРД (ГПВРД).
Описание | |
---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева |
Обозначение | Ту-95КМ |
Тип | самолет-носитель |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Двигатель | ТВД НК-12М |
Мощность двигателя, э.л.с. | 15000 |
Источники информации:
- Ту-95 / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 2. 2001 /
- Ту-95 / Русская сила /
- Воздушно-орбитальная система «СПИРАЛЬ» / Лукашевич В.П., Труфакин В.А., Микоян С.А., Авиация и космонавтика 2 2007 /