Испытатели «Ту» |
Герой Советского Союза (26.04.1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960),
заслуженный мастер спорта СССР (1960), полковник.
Родился 19 мая 1911 в селе Малая Виска, ныне город Кировоградской
области в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1940. Окончил 10 классов.
Работал на сахарном заводе и на железной дороге.
В Советской Армии с 1928. В 1929 окончил Ленинградскую военно-теоретическую
школу летчиков, в 1930 - Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков, в
1931 - Севастопольскую военно-авиационную школу морских летчиков, работает в ней инструктором.
Освоил «Авро-504-к», Р-5, Р-1, МР-1, МБР-2, «Савойя-16», «Савойя-62», МБР-4,
Р-6, И-5, И-7.
В 1934-35 установил ряд всесоюзных рекордов продолжительности полета
на планере, превышающих мировые достижения.
В 1936 году Сухомлина назначают инспектором ВВС РККА.
С 1937 - на летно-испытательной работе в НИИ авиации ВМФ
(г.Севастополь). Командир испытательного отряда. Провел испытания
МБР-2, ДБ-3ПТ (1938), АНТ-44бис (МТБ-2, 1939), Че-2 (МДР-6), лл. П.Д.Самсонова (МДР-7, 1939),
МБР-7, Бе-4 (КОР-2, 1940-41). Проводил
испытания на флаттер, бафтинг, критические режимы, сваливание, взлёт с отказом
двигателя. Установил на АНТ-44бис 6 мировых рекордов.
В 1941 окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА).
Участник Великой Отечественной войны. В 1941 выполнил множество
боевых, транспортных и связных вылетов на АНТ-44бис в акватории Черного моря.
После Севастополя был направлен на один из авиазаводов на Урале.
Поднял в небо первый серийный МиГ-13
(И-250, 9.10.1947), первую советскую реактивную летающую лодку
Р-1 (30.05.1952). Участвовал в госиспытаниях
Бе-6 (1946), Бе-8 (1948),
Бе-6М (1951).
С 1954 на летно-испытательной работе ОКБ А.Н.Туполева.
Поднял в небо и провел испытания 95-2 (Ту-95, в
качестве второго пилота, 21.01.1955), Ту-126 (23.01.1962). Провел испытания Ту-95,
первого серийного Ту-114 (1958). В 1960-62 установил на Ту-114 24 мировых рекорда.
Летчику-испытателю полковнику Сухомлину за испытание и освоение новой военной
техники и проявленные при этом мужество и героизм 26 апреля 1971 присвоено звание Героя
Советского Союза.
С 1973 полковник Сухомлин - в отставке.
Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами
Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
1 | 18-19.11.1934 | «Сталинец-2» | двухместные планеры | Продолжительность полёта (24 ч 10 мин) |
2 | 2-3.10.1935 | «Сталинец-4» | одноместные планеры | Продолжительность полёта (38 ч 10 мин) |
3 | 17.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Высота полёта с грузом 1.000 кг (7134 м) |
4 | 19.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Высота полёта с грузом 2.000 кг (6284 м), 5.000 кг (5219 м) |
5 | 19.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Подъем на высоту 2000 м полёта с грузом 5.000 кг |
6 | 28.09.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту с грузом 1.000 кг (277,466 км/ч) |
7 | 07.10.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту с грузом 2.000 кг (241,909 км/ч) |
8 | 24.03.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, с грузом 1000- 25.000 кг (871,38 км/ч) |
9 | 01.04.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 2000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-25.000 кг (857,28 км/ч) |
10 | 09.04.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 5000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-25.000 кг (877,21 км/ч) |
11 | 12.06.1961 | Ту-114 | C-1 | Подъем с грузом 25000/30000 кг на высоту (12073 м) |
12 | 21.04.1962 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 10000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-10.000 кг (737,35 км/ч) |
Источники информации: