Вымпел

Р-33 (К-33, изделие 410, AA-9 «Amos»)
УР «воздух-воздух» большой дальности

Р-33    Разработка ракеты Р-33 началась еще до завершения работ по Р-40 и системе вооружения перехватчика МиГ-25П в целом.
    В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка самолета Е-155МП - модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31. Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС «Заслон»; (ракета могла быть использована и для перехватчика Ту-148). Для ракет предусматривалось обеспечить максимальную дальность пуска около 120 км. После конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела»; А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ПКПК М.Р.Бисновата по ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Индекс К-33 как бы продолжал традицию предшествующих достижений этого коллектива - К-13 и К-23. Разработка велась под руководством заместителя Главного конструктора В.В. Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие - заместителя Главного конструктора Ю.К.Захарова.
    Первоначально для ракеты приняли схему «утка» и размещение на пилонах под крылом по типу реализованного на МиГ-25 для К-40. Однако в дальнейшем разработчики перешли на нормальную аэродинамическую схему, обеспечивающую более высокое аэродинамическое качество, что особенно важно для ракеты большой дальности. Разработка велась в тесном взаимодействии с ОКБ Микояна. Для снижения аэродинамического сопротивления самолета с подвешенными ракетами и защиты ракеты от кинетического нагрева при совместном полете уже в ходе разработки перешли на схему полуутопленной подфюзеляжной подвески ракет. Для обеспечения достаточного боекомплекта предусматривалось разместить 4 ракеты попарно в два эшелона по длине фюзеляжа самолета. Такая схема накладывала довольно жесткие ограничения на длину ракеты, что в значительной мере определило непривычно малое удлинение корпуса ракеты. Другим фактором, способствующим подобной компоновке, стало стремление разместить в составе полуактивной радиолокационной ГСН антенну большого диаметра. Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм. При этом должен был обеспечиваться только катапультный старт ракеты.Подвеска Р-33 на МиГ-31
    Следует отметить, что на этапе эскизного проекта были рассмотрены варианты ракеты К-33 с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения, с радиолокационной активной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. Однако по техническим, тактическим и экономическим соображениям разработка ракеты была сосредоточена на варианте с полуактивной радиолокационной ГСН.
    В отличие от механического сканирования, принятого в радиолокаторе F-14, в установленной РЛС на МиГ-31 РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон» применена очень быстрая электронная переброска радиолуча. Это обеспечило одновременное наведение нескольких ракете полуактивными ГСН на различные цели без принятого на ракете «Феникс» активного самонаведения, что упростило и удешевило бортовую аппаратуру ракеты Р-33. Сложность принятого для «Феникс» бортового оборудования проявилась в ее цене - без малого миллион долларов за каждую ракету.
    Применение в ГСН индикаторного гиростабилизатора с использованием датчика угловых скоростей обеспечило возможность захвата цели в полете по завершении первой трети его продолжительности.
    Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от Р-40 применением чисто пассивной схемы теплозащиты. Ход разработки и последующая эксплуатация МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33 отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету.
    Ракета, состоящая из четырех соединенных силовыми хомутами отсеков, выполнена по ставшей уже классической компоновочной схеме. В первом отсеке располагается полуактивная ГСН, за ней - контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель, во втором отсеке - аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом. Третий отсек представляет собой однокамерный двухрежимный РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком, вокруг которых скомпонован четвертый отсек с установленными в нем газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинами, работающими на горячем газе.
    Как и для других авиационно-ракетных комплексов большой дальности для отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории - два самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК "Взлет". С самолета-лаборатории Ту-104 были проведены даже первые управляемые пуски ракет К-33, правда, с рельсовым стартом. Близость конструктивного облика и характеристик Е-155МП и МиГ-25П позволили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке реальных опытных самолетов Е-155МП.Подвеска Р-33 на МиГ-31
    В ходе летных испытаний, проведенных в 1975..1980 гг. была отработана конструкция оперения, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах. Первая самолетная мишень МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 г. до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2.
    Ракету приняли на вооружение в составе комплекса МиГ-31-33 6 мая 1981 г. под наименованием Р-33 и запустили в серийное производство, которое осуществлялось на Долгопрудненском машиностроительном заводе, ранее уже взаимодействовавшим с "Вымпелом" при выпуске зенитных ракет комплекса "Куб". Спустя несколько лет МиГ-31 с ракетным вооружение был отснят с борта натовского самолета. Новая ракета "красных" получила обозначение АА-9 Amos.
    Для модернизированного перехватчика МиГ-31Б, выпуск которого начался в 1990 г., была разработана усовершенствованная модификация ракеты - Р-33С с активной РГСН. Производилась серийно с 1989 до 1996 года. На МиГ-31М возможна подвеска до 6 Р-33С и одновременное поражение до 6 целей.
    На экспорт предлагается под обозначением Р-33Э.

Источники информации:

  1. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» / Р.Архангельский, «Авиация и Космонавтика» 3'2003 /
  2. «Авиация и Космонавтика» 8'99
  3. «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
  4. "Авиация ПВО России и научно-технический прогресс" / ЦНИИ АС под редакцией академика Е.А. Федосова /
  5. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  6. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  7. AA-9 AMOS / FAS /
  8. Russian Air-to-Air Missile AA-9 (Amos) / Watson's military page /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100