AGM-69A SRAM
аэробаллистическая ракета

    Подвеска SRAM на B-1BРакетная программа SRAM была открыта 23 ноября 1963, когда Штаб Стратегического авиационного командования (САК) утвердил требования к ракетам воздух-земля (short-range attack missile) для модификаций G и H бомбардировщика B-52 Stratofortresses. Штаб ВВС дополнил предложение САК носителями FB-111 и возможно будущим бомбардировщиком B-1. Министр обороны Роберт С. МкНамара одобрил начальное развитие новой УР воздушного базирования 23 марта 1965. 31 октября 1966 компания Boeing получила контракт от Штаба ВВС на разработку и производство AGM-69A SRAM.
    Длина ракеты 4.26 м. Диаметр корпуса 457 мм. Стартовый вес ракеты около 1000 кг. Боевая часть ядерная, мощностью 170-200 кТ.
   Ракета оснащена 2-секционным твердотопливным двигателем фирмы Lockheed, обеспечивающим стартовый и маршевый режимы полета. Секции могут включаться в работу одна задругой или с некоторым интервалом по времени (1,5-80 с), что позволяет совершать полет по большому количеству траекторий, которые программируются и вводятся в основной вычислитель системы. Так, в зависимости от условий применения ракеты и характера выполняемой задачи возможно достижение максимальной дальности при небольшой скорости полета и максимальной скорости при ограниченной дальности.
   Максимальная скорость ракеты 3М. Дальность стрельбы около 300 км. По американским данным, круговое вероятное отклонение ракеты 350-450 м. На самом деле, видимо, раза в два больше.
   Система управления ракетой инерциальная."Барабан" с AGM-69
   Для ракеты «Срэм» AGM-69A впервые в США были разработаны специальные поворотные кассеты барабанного (револьверного) типа. Каждая кассета, рассчитанная на 8 ракет, обеспечивает их запуск через 5 с. Такой же темп запуска сохраняется и при наружной подвеске ракет.
    B-52G и H могут нести по 20 SRAM, 6 на каждом из двух пилонов под крылом и восемь на барабанной пусковой установке, расположенной в бомбоотсеке. FB-111 мог быть вооружен шестью ракетами - две на внутренней подвеске и четыре на пилонах под крылом. B-1B мог нести до 24 SRAM на трех барабанных пусковых установках, по 8 SRAM на каждой.
    Первая серийная ракета SRAM была поставлена САК 1 марта 1972. Первые самолеты, получившими новую ракету на вооружение, были B-52G4 (2-ое бомбардировочное крыло, авиабаза Loring, Штат Мэн) - 15 сентября 1972, и FB-111 (509-ое бомбардировочное крыло, авиабаза Pease, Новый Гемпшир) - 1 января 1973. Всего изготовлено 1500 ракет, из которых 1200 было поставлено в авиасоединения. 20 августа 1975, последние ракеты были поставлены 320-ому бомбардировочному крылу САК, авиабаза Mather, Калифорния. Первый эксплуатационный пуск SRAM в САК с B-1B имел место 3 июня 1987.
    Производство ракет «Срэм» было довольно быстро прекращено, так как она имела малую дальность стрельбы, большое круговое вероятное отклонение и невысокую надежность.

Описание
Разработчик Boeing
Обозначение AGM-69A SRAM
Тип аэробаллистическая ракета
Первый полет
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 4,26
Диаметр фюзеляжа, м 0,457
Боевая часть ядерная 170-200 кТ
Стартовый вес, кг 1000
Вес БЧ, кг 200
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель РДТТ Lockheed
Тяга двигателя, кгс (кН)
Летные данные
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) (3)
Максимальная дальность, км 300
КВО, м 350-450

Подготовка ракетПодвеска SRAM на B-1B

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. AGM-69 Short Range Attack Missile [SRAM] / FAS /
  3. Boeing AGM-69 Short Range Attack Missile (SRAM) / Military Museum /