General Dynamics

AGM-129A Advanced Cruise Missile
крылатая ракета

    В 1982 году ВВС США объявили конкурс по созданию стратегической крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) второго поколения, которая должна была прийти на смену КРВБ AGM-86B. Основным отличием новой ракеты должна была стать сниженная заметность в основных диапазонах обнаружения. Кроме того, ракета должна была иметь существенно увеличенную дальность стрельбы, что позволило бы отодвинуть районы боевого патрулирования стратегических бомбардировщиков от зоны эффективного действия ПВО СССР. В целях экономии средств новую ракету было решено оснастить той же термоядерной БЧ, что и AGM-86B. Программа по созданию новой ракеты получила название ACM ("Advanced Cruise Missile"). В 1983 году, после изучения всех представленных предложений, основным подрядчиком было выбрано отделение "Convair Division" корпорации "General Dynamics". Ракета получила обозначение AGM-129A. Первоначально было заявлено о изготовлении 2500 новых КРВБ. Кроме того, было решено рассмотреть вариант размещения этих ракет на борту создававшегося тогда первого в мире малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop B-2A "Spirit". Но программа создания B-2A затягивалась и становилась все более и более обременительной финансово, что вынуждало регулярно сокращать число самолетов, запланированных к производству (всего выпустили 21 машину). Кроме того, и новый B-1B страдал от массы недостатков (многочисленные проблемы наблюдались в системе управления и системе РЭБ), поэтому было решено оснастить новейшими КРВБ и самолеты Boeing B-52H "Stratofortress". Переоборудованые самолеты B-52H получили усовершенствованную инерциальную систему управления SPN/GEANS AN/ANS-136, приемники системы спутниковой навигации GPS и другое электронное оборудование. AGM-129A в полете
    Первый испытательный пуск новой ракеты состоялся в июле 1985 года. Первыми ракеты AGM-129A получили самолеты B-52H 410-го тяжелобомбардировочного крыла САК ВВС США (авиабаза К.И. Сойер, штат Мичиган) в июле 1988 года. Однако программа разработки и постановки на вооружение новейших ракет страдала от массы проблем различного свойства. Прежде всего, число ракет, планировавшихся к производству, планомерно сокращалось - с 2500 сначала до 1460, а затем и до 1000 ракет. Стало ясно, что новая ракета не заменит, а лишь дополнит КРВБ AGM-86B. Программа испытаний ракеты с борта B-1B была свернута (узлами подвески и соответствующей электроникой были в той или иной мере оснащены лишь 3 самолета из выпущенных 100 единиц).
    В связи с нарастающим валом проблем (как технических, так и административных),связанных с осуществлением программы разработки и производства новой ракеты, в 1987 году начал рассматриваться вопрос о поиске второго участника для проведения конкурса для выявления лучшего потенциального головного подрядчика.В качестве второго участника была выбрана компания McDonnell Douglas Missile Systems,в 1987/1988 годах компания получила 18 млн.$ от ВВС для подготовки своих производственных мощностей к производству новых ракет,аудит нового потенциального головного подрядчика для оценки готовности был первоначально назначен на декабрь 1990 года (затем срок многократно переносился), к этому времени второй участник должен был получить (и,насколько известно,получил) необходимый комплект документации по уже разработанной ракете для начала ее производства. Конкурс между двумя подрядчиками планировалось провести в 1993 году, однако в 1992 году (к этому времени новый потенциальный подрядчик собрал своими силами лишь 1 КР) конкурс был отменен и программу выбора альтернативного подрядчика закрыли. В 1989 и 1991 годах поставка новых ракет в части приостанавливалась до устранения выявленных проблем. В 1989 году Конгресс пошел даже на временное прекращение финансирования программы. Однако, несмотря на целый ряд неприятных задержек, производство ракет и оснащение ими самолетов B-52H продолжалось. В июне 1990 года самолеты с ракетами AGM-129A на борту заступили на боевое дежурство.
    Распад Советского Союза в 1991 году серьезно отразился на дальнейших планах ВВС по развертыванию новейшей ракетной системы. Уже в январе 1992 года было объявлено, что число произведенных ракет не превысит 640 штук. Кроме того, развертывание ракет окончательно было решено не производить на самолетах B-1B, а также B-2A. В августе 1992 года корпорация "General Dynamics" продала свои ракетостроительные мощности корпорации "Hughes Aircraft", ставшей, таким образом, новым основным подрядчиком. В сентябре того же года были прекращены регулярные полеты бомбардировщиков B-52H с ракетами AGM-129A в боевом оснащении, ракеты были выведены в активный резерв. В 1993 году сборочные линии были закрыты после выпуска 509 ракет (из них 30 - предсерийных и 1 опытная сборки McDonnell Douglas).
    ВВС США начали исследования на предмет возможного усовершенствования ракеты AGM-129A еще в 1985 году. Новый вариант - AGM-129B должен был получить улучшенную термоядерную БЧ и электронику нового поколения (в том числе и приемник системы спутниковой навигации для системы управления и наведения). Кроме того, в производстве планировалось активно применять новые конструкционные материалы, что позволило бы снизить инертную массу ракеты и ее заметность. По утверждениям американских специалистов, новая модификация планировалась к применению против таких целей, где ракета AGM-129A оказывалась неэффективна (скорее всего, термоядерная БЧ новой ракеты должна была получить «проникающую» способность для уничтожения сильно заглубленных/укрепленных целей). Планировалось выпустить 125 ракет путем глубокой модернизации уже имеющихся AGM-129A. Однако программа была закрыта в 1991 году решением Конгресса. Сообщалось и о программе разработки неядерной модификации, получившей обозначение AGM-129C. Программа AGM-129C не вышла из стадии эскизного проектирования.
    В 1997 году корпорация "Hughes Aircraft" продала свои ракетостроительные мощности отделению "Missile Systems" компании "Raytheon", которая сейчас является основным подрядчиком по обслуживанию данных ракет. По опубликованным данным, на август 2007 года ВВС США имели около 460 ракет AGM-129A.
    В марте 2007 года ВВС США объявили о снятии ракет AGM-129A с вооружения, выведении их из "ядерного зачета" и помещении на длительное хранение к концу 2008 года. Дальнейшая судьба этих ракет пока неизвестна, однако можно предположить, что они будут модифицированы до уровня высокоточных крылатых ракет с неядерной осколочно-фугасной или проникающей БЧ. Это тем более вероятно, если учесть, что запас ракет AGM-86 ограничен и не возобновляется, а единственный носитель ракет AGM-129A - стратегический бомбардировщик B-52H "Stratofortress" останется в строю как минимум до 2030 года. Учитывая малую заметность КРВБ AGM-129 и большую дальность стрельбы, применение этих ракет наиболее вероятно против стран, обладающих сравнительно развитой ПВО и большой по площади территорией с потенциальными целями в глубине.

AGM-129A на внешней подвеске B-52H - носитель КР ACMСборка AGM-129A

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. AGM-129 Advanced Cruise Missile / FAS /
  3. General Dynamics AGM-129A / /