VentureStar (RLV)

Venture Star     Программа Reusable Launch Vehicle(RLV-космический корабль многоразового использования) осуществляется в тесной кооперации NASA и аэрокосмической промышленности США. С помощью технологии Single-Stage-To-Orbit (SSTO - одной ступенью на орбиту) намечается существенно снизить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту ( с $ 10,000 до $ 1,000 за фунт) и тем самым увеличить конкурентоспособность США на рынке коммерческого использования космоса.
    Итогом программы должно стать создание к 2004 г. корабля многоразового использования, названного фирмой Lockheed-Martin - VentureStar. Он сможет выводить на околоземную орбиту груз в 22,5 тонн. Решение о его создании будет принято на основании результатов испытательных полетов X-33. X-33 является уменьшенной вдвое моделью VentureStar. Он в 9 раз легче, а стоимость разработки в 4 раза меньше. По программе RLV создается также модель X-34 для проверки выполнимости запуска небольших коммерческих и научных полезных грузов на борту ракеты многократного использования. Стоимость разработки VentureStar оценивается в 5 млрд дол.
    xrs2200p.jpgОдной из основных особенностей проекта является используемый линейный ЖРД с внешним расширением (Linear aerospike rocket engines). Эта схема разрабатывается фирмой Rocketdyne (теперь - Boeing North American - Rocketdyne) с середины 60-х. Rocketdyne предложил такой ЖРД для использования на космическом корабле Шаттл, но двигатель был отвергнут, так как технология была признана в то время слишком незрелой. С тех пор Rocketdyne выполнил 73 лабораторных и наземных испытательных запусков, во время которых двигатель проработал более чем 4,000 сек. Rocketdyne потратил более чем $ 500 миллионов за эти годы для проверки и улучшения технологии ЖРД.
    В то время как сопло обычного ЖРД оптимизировано для определенного режима работы и не может одинаково эффективно работать в широком диапазоне высот и давлений - от старта до выхода на орбиту, новый двигатель использует атмосферу, как часть сопла и поток воздуха сам оптимизирует факел. Линейный ЖРД позволяет осуществлять управление вектором тяги в одной плоскости (по тангажу) без отклонения его оси путем создания разности тяги верхней и нижней половин (до +/-15%). Это позволяет отказаться от его подвижной подвески. К тому же линеный ЖРД на 75 % меньше обычного с аналогичной тягой, что еще более снижает массу двигателя, корабля и топлива, уменьшая стоимость вывода полезной нагрузки.SR-71 LASRE
    В 1997 г. началась серия испытаний линейного двигателя в полете со скоростью от 0,8 до 3М на высотах от 6 до 24 км. На летающей лаборатории NASA SR-71 #844 (17980/ #2031) был установлен контейнер Linear Aerospike SR-71 Experiment (LASRE). Контейнер длиной 12,3 м представляет собой модель X-33 в масштабе 1:10 с 8 секциями двигателя, газообразным водородом, гелием (для «холодного» запуска) и измерительным оборудованием общим весом 5,8 т (14,300 фунтов). Имеющегося топлива хватает для 2-3 с работы двигателя с тягой до 2800 кг. Общая стоимость программы LASRE - приблизительно $ 20 миллионов.
    Создание криогенного бака для жидкого кислорода, вес которого в заполненном состоянии составит 65 % от взлетного веса RLV, и 2 баков для жидкого водорода представляет собой сложную техническую проблему.
    В проекте бюджета NASA на 2000 г. больше всего урезаны программы по аэронавтике - с 1,34 до 1,01 млрд дол. Это касается проектов X-33 и X-34, высокоскоростного пассажирского самолета HSCT и программ по сверхзвуковым технологиям.

Описание
Разработчик Locheed - Martin
Обозначение

VentureStar

Тип космический корабль многоразового использования
Экипаж, чел -
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 54
Размах крыла, м 60
Высота, м 16,8

VentureStar contur

Старт и посадка Venture Star
Shuttle vs VentureStar & X-33

Источники информации:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100