A-5 Vigilante
палубный штурмовик-бомбардировщик
Описание самолета. Двухместный, двухдвигательный самолет А-5 представляет собой обычной схемы высокоплан с управляемым стабилизатором и однокилевым цельноповоротным
вертикальным оперением. Профиль крыла имеет относительную толщину около 5° (некоторые источники указывают величину 3,5°),
а угол стреловидности передней кромки равен 35°30'. В целях уменьшения площади, занимаемой самолетом на стоянке, концевые части крыла могут складываться вверх (при помощи гидропривода), а верхняя часть киля - отклоняться
вбок. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными носовыми щитками, размещаемыми
по всему размаху, и закрылками, занимающими в модификации А-5А 2/3, а в модификациях В
и С всю длину неподвижных частей крыла.
В модификациях В и С применен сдув пограничного слоя с крыла и с закрылков.
Управление самолетом осуществляется с помощью интерцепторов, управляемого дифференциального стабилизатора и цельноповоротного киля. При поперечном управлении одновременно отклоняются интерцепторы и плоскости стабилизатора. Трехсекционные интерцепторы щелевого типа работают таким образом,
что корневые и центральные секции направляют воздушный поток выше закрылков, а концевые
секции - под концевые части крыла (А-5А) или концевые секции закрылков (А-5В/С). В системе
используются необратимые гидроусилители.
Трехстоечное шасси убирается в фюзеляж (главные стойки - в ниши под воздушными каналами заборников). Переднее колесо - управляемое, колеса главных стоек оснащены многодисковыми тормозами. Перед передней стойкой
находится тормозной щиток (по всей ширине фюзеляжа). В задней части фюзеляжа располагается крюк для посадки на авианосец. Кабина
с местами экипажа, расположенными друг за другом, оснащена катапультируемыми сиденьями класса 0-0 с ракетными ускорителями и стабилизирующими парашютами. Лобовое стекло
с небольшим углом наклона выполнено из пуленепробиваемой, монолитной плиты (кварцевое
стекло) длиной 1165 мм, шириной 740 мм и высотой 457 мм. Фонарь кабин пилота и штурмана открывается вверх-назад, причем остекление
кабины штурмана состоит лишь из небольших иллюминаторов для наблюдений по сторонам.
Двигательная установка. На опытных образцах и первых серийных самолетах использовались турбореактивные двигатели J79-GE-2
фирмы «Дженерал электрик» тягой по 46,58 кН (4750 кГ) без форсирования и 66,68 кН (6800 кГ)
с форсированием. Остальные самолеты модификаций А и В оснащались двигателями J79-GE-8
тягой 4945/ 7710 кГc.
Виджилент стал первым в США самолетом с управляемыми воздухозаборниками. Его ковшовые
воздухозаборники обеспечивают необходимый расход воздуха при полете на больших углах
атаки (посадка на авианосец).
Воздухозаборники двигателей выдвинуты вперед относительно корневых
частей крыла. Они имеют прямоугольное поперечное сечение с выдвинутой вперед острой
верхней входной кромкой, которая вместе с находящимся внутри воздухозаборника подвижным клином выполняет функцию генератора системы скачков уплотнения. Угол при
вершине клина изменяется автоматически, обеспечивая заданный расход воздуха и дозвуковой
поток на входе в компрессор.
Самолет имеет две независимые системы подачи топлива: одна
предназначается для питания двигателей, а другая - форсажных камер. У самолета модификации А-5А топливо располагается в крыльевых
кессон-баках и трех фюзеляжных баках (между воздухозаборниками, над бомбовым отсеком
и над двигателями). В модификациях В и С благодаря увеличению
гаргрота за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака.
Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа. Самолет имеет оборудование
для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота.
Вооружение.
В модификациях А и В основным вооружением является водородная бомба, находящаяся в
бомбовом отсеке, оборудованном четырьмя узлами подвески. На трех из них могут закрепляться топливные баки, опоражниваемые на
начальном этапе полета и сбрасываемые вместе с бомбой при помощи порохового выбрасывателя.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | North American | |
Обозначение | A-5A (A3J-1) | |
Кодовое наименование НАТО | Vigilante | |
Тип | палубный штурмовик-бомбардировщик | |
Экипаж, чел. | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 23,11 | |
Высота самолета, м | 5,92 | |
Размах крыла, м | 16,15 | |
Площадь крыла, м2 | 65,10 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 28025 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ GE J79-GE-8 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимал | 4945 (48,49) |
на форсаже | 7710 (75,61) | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета на высоте, М= | >2 | |
Дальность, км | 3700 | |
Вооружение | ||
Бомбовая нагрузка, кг | 1820 | |
УР |
Источники информации:
- «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- North American A-5 Vigilante / Авиация от A до Z /
- The «Vigi» Page
- North American RA-5 «Vigilante» / VAM /