X-34
Ракетный самолет

    X-34 создавался в рамках программы Reusable Launch Vehicle (RLV - космический корабль многоразового использования). В июне 1996 г. компания Orbital Sciences Corporation (OSC,Dulles, VA) получила контракт в $60,000,000 на проектирование, создание и испытания X-34.x-34
    В конце 1998 г. NASA и OSC договорились о проведении 25 дополнительных испытательных полетов X-34 - прототипа корабля многоразового использования. Согласно предварительному контракту с OSC, предусматривалось только 2 испытательных полета, но уже тогда обе стороны предполагали, что, возможно, потребуются и дополнительные испытания. В январе 1998 года NASA изменила контракт с OSC, в который был внесен пункт о создании второго корабля X-34. Дополнительный корабль и новые испытательные полеты увеличили стоимость контракта на 85 млн дол.Испытания X-34
    X-34 предназначен для проверки технологий, которые предполагается использовать в будущих "малогабаритных" космических кораблях многоразового использования. В частности он должен будет летать при любых погодных условиях, приземляться в автономном режиме и иметь необходимые средства аварийной эвакуации экипажа. Запуск его будет осуществляться с помощью самолетов L-1011, а после набора необходимой высоты будет включаться собственный ракетный двигатель X-34. X-34 предназначается для полета на высотах более 75 км над землей со сверхзвуковой скоростью (однако число Маха не должно превышать 8).     В марте 1999 закончились полномасштабные испытания двигателя для X-34 на стенде космического центра им.Стенниса (Stennis Space Center) в Миссисипи. Двигатель Fastrac, разработанный в космическом центре NASA им.Маршалла, проработал в течение 20 с. Сила тяги Fastrac составляет 267 кH. Двигатель, использующий керосин и жидкий кислород, очень экономичен. По заявлению менеджера проекта Дэнни Дэвиса (Danny Davis), такой двигатель позволит существенно сократить стоимость систем запуска. Перед установкой на X-34 планируется провести до 85 испытаний двигателя Fastrac.

    При подготовке к летным испытаниям 23 июня 1999 X-34 был подвешен к L-1011 и в течение шести дней подвергался предполетным проверкам. 29 июня в Летно-исследовательском центре (ЛИЦ) им.Драйдена NASA на авиабазе Эдвардс, шт.Калифорния, выполнен первый полет летающей лаборатории Х-34 без отделения от самолета-носителя L-1011. Цель испытаний – получить сертификат безопасности от Федеральной авиационной администрации FAA на модифицированный самолет L-1011, а также на прикрепленный к нему демонстратор X-34. Намечено было провести 6-7 испытательных полетов для проверки летных характеристик X-34. Посадка X-34 X34 под L-1011
    На конец 1999 планировалась вторая серия летных испытаний в Hью-Мексико на полигоне White Sands Missile Range, а затем в космическом центре им. Кеннеди во Флориде. В ходе испытаний должна быть проверена возможность полетов при неблагоприятных погодных условиях на дозвуковых скоростях, возможность автономной посадки в безветренную и ветренную погоду, а также возможности многоразового использования X-34. Он предназначен для совершения 25 полетов в год.
    Комплекс для обслуживания малогабаритных кораблей многоразового использования стоимостью 8 млн дол. намечалось построить на мысе Канаверал в 2000 г.
    Работы были свернуты после решения NASA увеличить размеры X-34. Но так как финансовое обеспечение оставалось на том же уровне, а сложность работ возросла, Orbital Sciences окончательно вышла из участия в программе. 1 марта 2001 NASA объявило о прекращении финансирования работ в рамках программ Х-33 и Х-34. Такое решение было принято после объявления новой стратегии NASA по переориентации своей деятельности на разработку корабля многоразового использования нового поколения в рамках "инициативы космического запуска" (Space Launch Initiative, SLI). NASA сообщило, что сейчас ведутся переговоры с рядом компаний о заключении контрактов по программе SLI, но ни X-33 ни X-34 по этой программе денег не получат. На Х-34 американское космическое ведомство затратило 205 млн $.

Описание
Разработчик Orbital Sciences Corporation
Обозначение X-34
Тип Экспериментальный суборбитальный самолет
Экипаж, чел. -
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 17,78
Размах крыла, м 8,45
Высота, м 3,5
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ЖРД Fastrac
Тяга двигателя, кН 267.7
Расчетные летные данные
Максимальная скорость полета на высоте, М= 8
Потолок, км 75

X-34 под L-1011 x-34 x-34 x-34 x-34

Источники информации:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100