Табаровский Ян Антонович

1908-1938

Лётчик-испытатель, капитан.
Родился в 1908 году в городе Полоцк ныне Витебской области (Белоруссия).
В армии с 1926. В 1929 экстерном сдал экзамены на авиатехника при Оренбургской ВАШЛ, затем окончил курсы высшего пилотажа при Одесской ВАШЛ.
Был на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях И-16 М-25А, И-16 М-25В, БОК-5, И-16 в составе «Звена» (ТБ-3 4М34РН + 2И16) (1938).
Погиб 15 октября 1938 при выполнении испытательного полёта на самолёте И-16 М-25В.
Проводились летные исследования И-16 по «затягивания» истребителя в пикирование. Происходило это в случае установки стабилизатора на положительные углы атаки. Несколько катастроф заставили провести исследование этого явления. Выяснилось, что И-16 чрезвычайно чуток к изменениям угла установки стабилизатора. В тоже время при нейтральном положении стабилизатора и задней центровке пилоты испытывали чрезвычайно большое давление на ручке. Тот факт, что раньше явление затягивания в пикирование не отмечалось, был связан с постепенным сдвиганием центровки самолета назад, от серии к серии, за счет установки аккумулятора, щитков, бронеспинки и радио. На некоторых машинах значение центровки уже достигало значений 35% САХ. Дополнительный пикирующий момент создавали неубираемые лыжи.
Проведенные в начале 1939 года испытания показали, что зона полной неустойчивости при пикировании начинается между 32-33% САХ при убранном шасси. Опасность явления была весьма велика, летчик-испытатель капитан Табаровский, занимающийся этими рискованными полетами погиб. Его машина №1021101 врезалась в землю при значении САХ 33,6% и угле установки стабилизатора +2°. В результате, значение центровки для всех эксплуатируемых машин было ограничено 33%, а о неустойчивости И-16 в полете, наконец, было сказано как о недостатке.

Источники информации:

  • «Истребитель И-16» / М.Маслов, Армада (М-Хобби) №2, 1997 /

Помогали:

  • А.А.Симонов

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *