Шкурат Виктор Тимофеевич

1929-1971

В.Т.Шкурат

В.Т.Шкурат

Лётчик-испытатель 1-го класса (1969), полковник (1970).
Родился 14 октября 1929 года в городе Сумы (Украина). В 1949 окончил 3 курса технологического техникума.
В армии с декабря 1949. В 1952 окончил Ворошиловградское ВАУЛ, в 1953 – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный). Был лётчиком-инструктором в: Ворошиловградском ВАУЛ (1952-1954), Борисоглебском ВАУЛ (1954-1956), 637-м учебно-тренировочном авиационном полку (1956-1958), Липецком центре боевого применения ВВС (1958-1962).
С мая 1962 по ноябрь 1966 – лётчик-испытатель военной приёмки Комсомольского-на-Амуре авиазавода; испытывал серийные Су-7Б и его модификации.
В одном из испытательных полетов Шкурат увидел по показаниям прибора, что почти полностью выработано топливо. До аэродрома было далеко, и летчик сумел посадить самолет на аэросанную дорогу. Вскоре в полете остановился двигатель. На этот раз — вынужденная посадка с выключенным двигателем на лед Амура. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.
С ноября 1966 по апрель 1971 – лётчик-испытатель военной приёмки Горьковского авиазавода; испытывал серийные МиГ-21, МиГ-25 и их модификации. В 1967 ему вновь пришлось совершить аварийную посадку вне аэродрома, сохранив ценную технику и позволив специалистам точно установить причину отказа.
С апреля 1971 – лётчик-испытатель военной приёмки Луховицкого авиазавода; испытывал серийные МиГ-21, МиГ-23 и их модификации. За девять с лишним лет летно-испытательной службы он совершил 5208 полетов, пробыв, в воздухе в общей сложности около двух тысяч часов, освоил двадцать один тип боевых самолетов.
Погиб 26 сентября 1971 года при выполнении испытательного полёта на серийном МиГ-23.
Проводились испытания самолета на предельных режимах. Программа полета подходила к концу. И вдруг… с земли раздался тревожный голос руководителя полетов:
— У вас на борту пожар. Приказываю немедленно катапультироваться.
Под крылом дома. Там, внизу, всего в сотне метров — люди.
— Пока набираю высоту.
Это были последние слова Виктора Тимофеевича, услышанные на земле и увековеченные на магнитной ленте.
Он миновал дома. Можно катапультироваться. Только сейчас Виктор Шкурат замечает, что еще жив самолет, что глухо, с перебоями бьется его сердце. «Успею», — решает он, нацеливаясь на темный, безлюдный прямоугольник поля.
Огненный шар коснулся одной борозды, другой… Запрыгал, заскакал и остановился. К самолету спешили пожарные машины. Но Виктор Тимофеевич был уже без признаков жизни. Он сделал все, что мог.
Шкурат сохранил машину, и инженеры легко определили причину пожара, раз и навсегда устранив ее.
Заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Адрианов, вспоминая Виктора Тимофеевича, рисует словесный портрет обаятельного, влюбленного в свое дело человека, большого жизнелюба, способного по-детски удивляться яркому солнечному лучу и красивому цветку, гордому полету орла и трепету крыльев букашки. Он искренне и верно любил мать-старушку, жену, дочурку. Он готов был броситься на помощь товарищу в любой беде.
— Такие люди не умирают, — сказал в раздумье Борис Михайлович. — Любая дальняя дорога начинается первым шагом. Но никому не ведомо, какой по счету приведет в бессмертие. Потому что человеку, любящему жизнь, свойственна вера в счастливую путеводную звезду. Смерть боится таких людей. Она уносит их тело, но не в силах унести вечно живой дух.
Похоронен в городе Сумы, на Засумском кладбище.
Награждён орденами Октябрьской революции, Красного Знамени (30.04.1965), медалями.

Источники информации:

  • «За красной чертой» / Н.Стасенко, «Красная Звезда» декабрь 1971 г. /
  • Биография, составленная А.А.Симоновым

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *