Dassault Aviation
Avions Marcel Bloch (c 1930)
Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Ouest (SNCASO; c 1937)
General Aeronautique Marcel Dassault (GAMD; c 1945)
Avions Marcel Dassault - Breguet Aviation (AMD-BA; 1967)
Dassault Aviation (1990)
27, rue de Prolesseur Pauchet, 92420 Vaucresson, France
Марсель Блох (с 1945 - Дассо) - французский авиаконструктор. В 1915 он разработал воздушный винт,
патент на который продал фирме Caudron. Его воздушными винтами в первой мировой войне оснащались многие
французские самолеты. В 1918 Блох, совместно с Potez создал двухместный истребитель SEA-4, с
Блерио (Bleriot) в 1928 - бомбардировщик MB-60.
В 1930 г. была основана компания Avions Marcel Bloch, а ее первыми проектами
стали почтовые монопланы с верхним расположением крыла Блок M.B.60 (позднее M.B.61) и
M.B.71, ни один из которых не перешел стадию прототипа. В 1932г. для участия в соревновании
Министерства авиации Франции на лучший специальный санитарный самолет был
сконструирован Блок M.B.80. Затем последовал заказ на серийное производство,
и первый из 20 серийных самолетов М.В.81 был поставлен в 1935г. Этот тип самолетов широко
использовался в Африке и на Среднем Востоке.
В 1937 его фирма была национализирована и вместе концерном Bleriot вошла в группу
Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Ouest (SNCASO), где
Блох занял руководящий пост. До начала войны было разработано несколько моделей
бомбардировщиков и истребителей.
В 1945 г. Marcel Bloch возвратился на родину из германского концентрационного
лагеря Бухенвальд и возглавил фирму General Aeronautique Marcel Dassault
(GAMD; Дассо - его подпольная кличка во Французском Сопротивлении). После войны врачи запретили ему есть
практически все любимые блюда, пить и курить. Француз все время мерз и даже летом
ходил в зимнем пальто и шарфе. Ему сделали несколько операций на глазах, и все равно с
годами он почти полностью ослеп. Тем не менее, он прожил более 84 лет и стал
крупнейшим экспортером вооружения во Франции.
В рекордные сроки для французских ВВС был разработан двухдвигательный транспортный самолет
MD-315 Flamant, взлетевший в феврале 1947 г. Затем фирма в инициативном порядке начала разработку реактивного истребителя-перехватчика.
Первым итогом этой работы стал MD.450 , построенный в декабре 1947 года.
Первый прототип совершил полет в феврале 1949 года с английскими турбореактивными
двигателями Роллс-Ройс Nene Mk.102. После успешных испытаний ВВС Франции заказали 450
самолетов для серийного производства. И в декабре 1951 года вышел первый серийный MD.450,
получивший в ВВС имя Ouragan (Ураган) и находился на вооружении до 1961 года до
полной его замены MD.454 Mystere IV. MD-450, поставленный Индии и Израилю, стал первым экспортным успехом Дассо и Франции.
Ouragan послужил предшественником семейства Mystere-Etendard. Mystere II
стал первым французским самолетом, преодолевшим звуковой барьер,
а Mystere IV помог добиться признания для Dassault, когда США заказали 225 самолета как часть соглашения NATO. Etendard IVМ и его преемник, Super-Etendard, были выбраны,
для оснащения авианосцев Foch и Clemenceau.
Программа Мираж III, начатая в 1950-х, вывела Dassault на скорости больше 2М, стимулируя экспортный успех семейства
боевых самолетов Мираж. Шестидневная война Израиля с арабскими странами в 1967
подтвердила репутацию Дассо, как изготовителя качественных самолетов.
Вклад программы Мираж IV в стратегическую ядерную программу Франции дал Dassault возможность приобрести новую технологию, особенно в области высоких температур.
Разнообразие исследований по вертикальному взлету (Мираж III V) и крыльям изменяемой стреловидности (Мираж
G) - уникальное достижение для компании, работающей «в одиночку», продемонстрировавшее способность технических отделов
Дассо к нахождению оригинальных и эффективных технических решений.
Параллельные разработки самолета со стреловидным крылом привели к Миражу F-1, который впоследствии
поступил на вооружение одиннадцати национальных ВВС во всем мире.
Dassault - также изготовитель пассажирских самолетов. В 1963 служебный реактивный самолет с двумя двигателями Mystere
20 открыл список семейства Mystere-Falcon. И вновь США помогли поднять репутацию компании, когда Pan Am поместил первые заказы
на пассажирский самолет, открыв дверь на американский рынок. Этот самолет послужил
основой для меньшей модели, 2-двигательного Falcon 10, а также для большего 3-двигательного Falcon 50, который
подходит для трансатлантических рейсов. Успех Falcon 900 подтвердил технические и конкурентные способности Дассо
на рынке реактивных бизнес-самолетов.
Компания участвовала в программах Concorde, Galion (который стал
Airbus 300), и Mercure - 150-местного коротко- или среднемагистрального пассажирскго самолета, который
эксплуатировался Air Inter.
В 1969 компания была реструктурирована и слилась с Breguet Aviation в
Avions Marcel Dassault - Breguet Aviation (AMD-BA). Слияние компаний увеличило
возможности международного сотрудничества по программам морского патрульного (Aviation и Atlantique 2), ударного («Ягуар») и учебно-боевого (Alpha Jet) самолета.
Dassault - Breguet, опираясь на новейшие технологии, продолжила
в 70-х гг. создание истребителей с треугольным крылом - Мираж 2000 и Мираж 4000. Эти самолеты показал творческие методы типа интеграции композиционных материалов и
электро-дистанционных органов управления полетом.
САТIА, пакет программного обеспечения производства Дассо Системе (дочерняя
компания Дассо Авиасьон), предназначенный для компьютеризированных разработок (CAD/CAM) в
области автомобилестроения, транспорта, авиации и других отраслей промышленности
используется во всем мире и продемонстрировал достижения Dassault в области высокой технологии.
Начиная с 60-х, оценки технологии в области космоса привели к представлению ракеты MD-620,
изучению космических транспортеров TAS 1 и 2, также как проектированию теплозащиты для американского
космического корабля Шаттл. Dassault Aviation также производит основные компоненты пиротехнических
систем европейской ракеты-носителя Ariane.
Серж Дассо (Serge Dassault; 1925-2018) стал Председателем и исполнительным директором (Chief Executive Officer - CEO) компании в 1986, и в 1990 Avions Marcel Dassault - Breguet Aviation
был переименован Dassault Aviation.
Деятельность компании Дассо Авиасьон охватывает ключевые области высоких технологий в авиации. За последние 15 лет
более 6800 гражданских и военных самолетов были поставлены в 73 страны мира. Среди этих
самолетов можно отметить: Рафаль, многофункциональный боевой самолет
четвертого поколения; Мираж 2000-5, самый современный вариант многофункционального
боевого самолета семейства Мираж-2000, созданный фирмой для ведения боевых
операций и завоевания превосходства в воздухе; Фэлкон 2000, трансконтинентальный
широкофюзеляжный двухдвигательный реактивный самолет бизнес-класса; Фэлкон 900ЕХ,
трехдвигательный реактивный самолет бизнес-класса для полетов по сверхдальним
трансатлантическим и транстихоокеанским трассам.
Смотри также
- ЛА концерна Dassault