Me

Me-163B Komet
ракетный истребитель-перехватчик

Боевое применение.

    Вступление в бой частей, оснащенных ракетными машинами Ме.163В, началось со значительным опозданием. Одной из причин к этому стало направление на Восточный фронт В. Шпете (последний был назначен командиром группы в 54-й истребительной эскадре). Обязанности командира были переданы капитану Тони Талеру (Toni Thaler).
    Планы использования истребителя предусматривали создание двух колец аэродромов на западе, северо-западе и севере Германии, так чтобы создать сплошную зону перехвата, учитывая небольшую продолжительность полета Ме.163В. Реально по требованиям, необходимым для использования Ме.163В, были переоборудованы только несколько аэродромов: Пенемюнде, Бад Цвишенау, Виттмюндгафен, Штаргарт, Удетфельд, Брандис, Венло, Дилен и Гусум. Первой эскадрильей, вооруженной ракетными перехватчиками стала 1./JG.400, созданная в мае 1944 г в Виттмундгафен под командованием капитана Роберта Олейника (Robert Olejnik). Ядро эскадрильи составил персонал 16-й испытательной команды. Первые Ме.163В-1а были получены в июле. В конце этого месяца эскадрилья была переведена на аэродром Брандис под Лейпцигом. 28 июля 1944 г американские пилоты впервые увидели Ме.163 вблизи у Мерсебурга, когда восьмерка Мустангов Р-51D из 359-й истребительной группы, прикрывавшая В-17 Fortress, столкнулась с пятеркой ракетных перехватчиков из 1./JG.400.Боевая эксплуатация Me163b-1a
    Сразу после столкновения генерал-майор Вилльям Кипнер (William E. Керner) - командующий истребительной авиации 8-й воздушной армии - послал во все истребительные части следующий циркуляр:
    Пять реактивных вражеских самолетов Ме.163, летящих двумя отдельными группами - по два и три самолета - были встречены в районе цели у Мерсебурга. Звено из двух самолетов заходило на бомбардировщики сзади на высоте около 10000 м. За перехватчиками оставался сильный белый инверсионный след. По отзывам перехватчики сохраняли строй во время полета и во время атаки с пикирования. Hа большой скорости, докладывают о 800-900 км/ч, с пикирования они атаковали строй бомбардировщиков. Восьмерка 359-й группы успела только развернуться им наперерез, но атакующие уклонились, лишь слегка изменив курс, так что сбить ни одного из перехватчиков не удалось. Сразу после атаки ведущий реактивных самолетов ушел в сторону солнца с углом атаки в 50°. При наборе высоты образовывались отдельные небольшие облачка инверсии - можно предположить, что периодически использовался полный газ. Можно ожидать дальнейших столкновений с этими самолетами, атакующими бомбардировщиков с задней полусферы строем или поодиночке - волнами. Чтобы иметь возможность перехватить их и успеть развернуться им на встречу, истребителям следует располагаться как можно ближе к бомбардировщикам, так, чтобы быть между последними и атакующими. Возможно, что такая тактика позволит помешать реактивным самолетам эффективно, подчеркиваю - эффективно, атаковать бомбардировщики. Следует уделять внимание обнаружению перехватчиков на высоте выше 9000 м по инверсионному следу.
    Интересно, что к моменту появления этого тревожного письма Кипнера люфтваффе успели принять только 16 серийных Ме.163В, и даже если бы 1./JG.400 активно участвовала в боях, шансы поразить какой-либо из B-17 парой пушек МК-108 с Ме.163В были минимальны.Me163B на полевом аэродроме
    Делая заход на скорости 900-950 км/ч на цель - строй бомбардировщиков, летящих со скоростью 350-400 км/ч - получали скорость сближения 550 км/ч или 150 м/с. Эффективный огонь из МК-108 можно было вести с дистанции около 600 м, а выходить из атаки на дистанции 200 м. Так что пилот Ме.163В имел менее трех секунд, чтобы поразить цель к тому же с использованием пушек, имевших небольшой темп стрельбы. Только при большом летном мастерстве можно было иметь какой-либо шанс поразить цель.
    29 июля Ме.163В из 1./JG.400 вновь появились над Мерсебургом, и в результате общепринято считать, что капитан Артур Джеффри из 479-й истребительной группы на своем Лайтнинге Р-38 сбил один реактивный истребитель. Правда, 1./JG.400 в тот день не числила за собой потери. Первую победу в воздушном бою немцы одержали 16 июля 1944 года в районе Лейпцига - пятерка Me 163, атаковавшая соединение “Летающих крепостей”, сбила В-17 из состава 305-й бомбардировочной авиагруппы (отличился лейтенант Хартмут Рилль). “Кометы” также понесли потери: один “Мессершмитт” был уничтожен огнем бортстрелков “Крепости”, другой (машина Рилля) - “Мустангом” эскорта. Наибольший успех на долю Me 163 выпал 24 августа, когда они сбили четыре В-17, потеряв одну машину, подожженную истребителем P-51.
    Тем временем в Венло (вблизи голландско-немецкой границы) была сформирована 2./JG.400 под командованием капитана Бехнера (Otto Boehner). Hо после замены во главе истребительного командования генерал-лейтенанта Адольфа Галланда на полковника Гордона Голлоба практика размещения эскадрилий реактивных истребителей на отдельных аэродромах была заменена на концентрацию всех сил на стратегически важных участках. В результате в августе 1944 г 1./JG.400 и 2./JG.400 были собраны вместе на аэродроме Брандис. В каждой из них было по 15 самолетов и 10-12 пилотов. Эскадрильи были сведены в группу I/JG.400 под командование капитана Фульда (Fulda).. Главной ее задачей было прикрытие заводов по производству синтетического топлива в Лойна, но последние находились на пределе радиуса действия Ме.163В. Когда американцы прознали об ахиллесовой пяте перехватчика - малой продолжительности полета, они стали осуществлять налеты на заводы в обход аэродрома Брандис, так что возможности I/JG.400 противодействовать налетам были минимальными.
    В сентябре 16-я испытательная команда была переведена из Бад Цвишенан на Брандис, а несколько пилотов было послано на Удетфельд для формирования учебно-тренировочной эскадрильи (Ergaenzungstaffel) в составе JG.400. Впоследствии она была преобразована в 4-ю группу 2-й учебной истребительной эскадры (IV./EJG 2) в составе 13-й, 14-й и 15-й эскадрилий. В конце декабря 1944 года из этих подразделений планировалось создать новую, 3-ю авиагруппу 400-й эскадры (III./JG 400), однако эти планы выполнены не были.Me163B-1A
    Несколько раньше, осенью 1944-го, капитан Рудольф Опиц приступил к формированию в Штаргарде истребительной группы II./JG 400). В ее задачи входила защита завода по производству синтетического топлива в Пелитцере, расположенного в 45 км от Штаргарда, то есть в радиусе действия Me 163В. В это время из 54-й истребительной эскадры вернулся Вольфганг Шпете, принявший командование JG 400. К 31 декабря 1944 года в ее составе числилась 71 машина Me 163, в том числе 63 в 1-й группе и всего восемь - во второй. Через месяц ситуация была выравнена: I./JG 400 располагала 45 “Кометами”, a II./JG 400 - 46.
    К концу 1944 г боевая активность JG.400 резко снизилась из-за постоянной бомбежки аэродромов, плохой подготовки пилотов, критической ситуации с поставкой топлива. В боевых действиях участвовала преимущественно 1-я истребительная группа, на боевом счету которой числится 9 воздушных побед. Собственные потери составили 14 самолетов. Большинство “Комет” погибло по причине различных технических неполадок, в том числе взрывов остатков топлива при посадке. Лишь 5 машин уничтожила авиация союзников. Англо-американским истребителям удавалось сбить Me-163, как правило, когда последние, исчерпав запас горючего, заходили на посадку в планирующем полете. В этот момент немецкие машины были абсолютно беззащитны и легко уничтожались.
    II./JG 400 достигла уровня боеготовности в самом конце войны, однако полное отсутствие топлива не позволило ее машинам принять участия в боях. К моменту капитуляции Германии авиагруппа дислоцировалась на побережье Северного моря, в Гузуме (34 км западнее Шлезвига). III./JG 400 в начале мая 1945 года все еще находилась в процессе формирования.
    Вероятно, последним успехом Me 163 в мировой войне стало уничтожение “Кометой” из состава E.Kdo 16 американской “Летающей крепости” 10 мая 1945 года. Вражеский самолет был сбит новым оружием - 50-мм гладкоствольной пушкой SG 500 “Jagdfaust”.

Смотри также

Помогали:

Источники информации:

  1. «Чудо-оружие третьего рейха» / Ненахов Ю.Ю., Харвест, 1999/
  2. «Реактивные самолеты Люфтваффе» / Запольскис А.А., Минск, Харвест, 1999 /
  3. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) / Перевод А.Фирсова, 1993 /
  4. The Komet family in 1/72

Рейтинг@Mail.ru Топ-100