Перелет Алексей Дмитриевич
- Лётчик-испытатель, Герой
Советского Союза (посмертно), лауреат
Ленинской премии (посмертно), майор.
Родился 14 января 1914 года в селе
Вороньки ныне Чернухинского района
Полтавской области в семье крестьянина.
Украинец. Член КПСС с 1937. Окончил 6 классов
и школу ФЗУ паровозоремонтного завода в г.Харьков,
затем в 1937 - Балашовскую школу летчиков
ГВФ. Работал в ней лётчиком-инструктором.
В Советской Армии с 1939. Участник Великой Отечественной войны.
С 1943 г. на летно-испытательной работе в
ОКБ А.Н.Туполева. Испытывал
Ту-4, Ту-10, Ту-16, "77", "82", Ту-85 и др.
12 ноября
1952 года летчик-испытатель А.Д.Перелет и его
экипаж подняли в первый полет прототип стратегического бомбардировщика
Ту-95/1.
К середине мая опытный самолет
успел выполнить 16 полетов с общим
налетом около 21 часа.
Погиб 11 мая 1953 года в испытательном полете на
Ту-95/1.
Вот как об этом
дне через сорок лет вспоминал старший
военный представитель ВВС на заводе № 156
Гвардии инженер-подполковник С.Д.
Агавельян.
"11 мая 1953 года проводился очередной, 17-й испытательный полет,
который закончился катастрофой. Самолет с полной заправкой вылетел в
район г. Ногинска. На аэродроме в этот
день находился сам А.Н.Туполев. Все
шло нормально, с опытным самолетом
поддерживалась постоянная радиосвязь, и вдруг в динамиках раздался
сдержанный и, может быть, излишне
спокойный голос А.Д. Перелета: "Нахожусь в районе Ногинска. Пожар третьего двигателя. Освободите посадочную полосу. Буду садиться прямо с
маршрута." Две-три минуты ожидания и снова
голос Перелета: "С пожаром
справиться не удалось, он разрастается, горят мотогондолы, шасси. До вас
осталось километров сорок." И затем,
через какое-то время: "Двигатель оторвался. Горит крыло и гондола шасси.
Дал команду экипажу покинуть самолет. Следите." И все, только потрескивание и шумы в динамиках. Связь
прервалась..."
Первым пришло телефонное сообщение из ногинского отдела МГБ о том,
что самолет упал северо-восточнее города и горит. А.Н. Туполев и С.Д. Агавельян срочно на автомобиле выехали
в Ногинск на место катастрофы. За
ними на нескольких машинах - работники ОКБ и ЖЛИ и ДБ. Непосредственно к месту катастрофы они добирались пешком через заболоченный лес,
а для А.Н.Туполева достали лошадь.
Когда вышли на место трагедии, перед
всеми предстала страшная картина. Самолет, имея на борту несколько десятков тонн керосина, врезался в болотистый подлесок, взорвался и образовал
воронку глубиной до 10 метров. На дне
воронки догорали восемь огромных
покрышек основных стоек шасси, наполняя воздух запахом сгоревшей резины. Рассыпавшись по лесу, экспедиция приступила к поискам оставшихся
в живых и останков погибших. Нашли
останки командира корабля и обмотанный парашютом труп штурмана. Прибежавшие из ближайшей деревни крестьяне сообщили, что там находятся 5
человек, приземлившихся на парашютах. Результаты катастрофы - четверо
погибших, семеро спасшихся на парашютах и уничтоженная надежда советских стратегов - первый опытный самолет "95". Погибли: командир корабля - А.Д.Перелет; штурман - С.С. Кириченко; бортинженер - А.Ф. Чернов;
техник по виброиспытаниям из НИИСО - А.М. Большаков. Спаслись на
парашютах: второй летчик - В.П.Морунов; бортрадист - Н.Ф.Майоров; ведущий инженер - Н.В.Лашкевич; помощник ведущего инженера - А.М.Тер-Акопян; бортэлектрик - И.Е.Комиссаров; бортмеханик - Л.Е.Борзенков; инженер ЛИИ - К.И. Вайман.
Групповой снимок работников ЖЛИ и ДБ
(начало 50-х годов). Первый ряд: А.П. Чернов, С.С.Кириченко, Н.В. Лашневич, А.Д. Перелет, Н.А. Геков, М.В Щербанов |
Источники информации: