Мазурук И.П., Лебедев А.А.
«Летчики-испытатели Аэрофлота»

ПРЕДИСЛОВИЕ

    В планах первой пятилетки (1928-1933 гг.) было предусмотрено развитие гражданской авиации. Планировалось расширение сети воздушных линий, объема перевозок, аэрофотосъемочных работ, широкое применение авиации в сельском хозяйстве, на зверобойных и рыбных промыслах, при обслуживании различных экспедиций.
    Для быстрого решения назревших научных и технических проблем в области авиастроения в октябре 1930 года был создан Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ), начальником которого был назначен И.Р.Гроза.
    Напряженная работа ученых, конструкторов, инженеров, всех тружеников авиационной промышленности дала вскоре свои плоды.
    В годы первой пятилетки гражданская авиация стала оснащаться самолетами отечественного производства, такими, как Ант-4, К-5, Па-9 (Ант-9), Ант-6 и др.
    На Научно-исследовательский институт ГВФ возлагались задачи определения перспектив развития Аэрофлота, разработка требований на новую авиационную технику и проведение ее испытаний.
    Осуществляемые НИИ ГВФ работы, в том числе Государственные и эксплуатационные испытания авиатехники, способствовали ее дальнейшему совершенствованию.
    Все виды научно-исследовательских работ проводились летчиками совместно с учеными, конструкторами, производственными коллективами авиационной промышленности.
    В Великую Отечественную войну летчики и специалисты НИИ ГВФ настойчиво и успешно решали вопросы совершенствования авиатехники. Проводились летные испытания самолетов У-2, П-5, Ли-2 с увеличенным взлетным весом.
    В первые послевоенные годы коллектив института провел целый комплекс работ, связанных с испытанием и внедрением в эксплуатацию Ил-12, Ан-2, Як-12 и Ил-14, а также осуществлял эксперименты, направленные на повышение безопасности полетов. Этот этап в работе института хорошо помню, - тогда я был начальником ГУГВФ (Главное управление гражданского воздушного флота). По моей рекомендации летчикам-испытателям института И.П.Мазуруку, одному из авторов этой книги, и А.И.Восканову было поручено проведение испытаний устойчивости и управляемости самолета Ил-12 при условии отказа одного из двигателей на различных этапах полета.
    Все новые самолеты, двигатели, системы, перед тем как самолету выйти на пассажирские линии, проходят в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИГА) комплекс всевозможных исследований - аэродинамических, систем жизнеобеспечения и управления. Летчики-испытатели ГосНИИГА проверяют их в наиболее трудных условиях полета - при низких и высоких температурах. В целом это и есть Государственные испытания, после которых пассажирские лайнеры допускаются к перевозкам пассажиров.
    Естественно, что в летно-испытательном подразделении трудятся лучшие летчики страны, да и как может быть иначе, если они - испытатели.

Г.Ф.Байдуков, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации

ОТ АВТОРОВ

Уважаемый читатель!

    Мы не профессиональные писатели, мы профессиональные летчики. На долю каждого из нас выпала, по нашим меркам, завидная летная судьба. Нам довелось открывать новые трассы, защищать Родину в боях с врагом, работать в небе высоких широт обоих полушарий Земли, испытывать новые самолеты.
    Но наша книга прежде всего о наших товарищах, с кем нас на всю жизнь связало небо. О тех, кто отдавал и отдает все свое мужество, находчивость, смелость, профессиональное мастерство выполнению одной из главнейших задач, стоящих перед гражданской авиацией всего мира, - повышению безопасности полетов, надежности авиационной техники.
    В этой книге Вы, уважаемый читатель, не найдете ни одной вымышленной фамилии, ни одной придуманной ситуации. Мы постарались показать вам наших товарищей такими, какими они были и есть - с их силой и с их слабостями, умеющими быть решительными и отважными в небе, добрыми и веселыми на земле.
    В книге собраны наши воспоминания, небольшие рассказы об испытателях ГосНИИ ГА, о людях, которых мы хорошо знаем.
    Искренне благодарны журналисту Василию Михайловичу Карпию за помощь в работе над книгой и восстановление ряда страниц истории летно-испытательного комплекса ГосНИИ ГА.
    Выражаем сердечную признательность нашим друзьям В.Н.Кляусу, М.С.Кузнецову, А.С.Карцеву, Н.А.Малинину, Б.А.Возякову, В.Д.Попову, С.Н.Попову, И.Н.Гербаневскому, |М.В.Розенблату|, П.В.Мирошниченко, В.П.Введенскому, которые своими добрыми советами и критическими замечаниями способствовали улучшению книги.

<< Содержание О телеграфных столбах и прочем >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100