Обзоры |
Как известно, в шестидесятые годы отечественное ракетостроение получило бурное развитие. К "ракетизации" подключались все новые и новые коллективы разработчиков, в том числе крупные самолетостроительные, двигателестроительные и приборостроительные ОКБ. В этом десятилетии деятельность ОКБ-670, возглавлявшегося М.М. Бондарюком, была связана как с главной тематикой - СПВРД, разнообразными по конструкции, области применения и характеристикам, так и с новыми сферами деятельности. Среди них работы по бортовым источникам электропитания, гиперзвуковым ПВРД, ядерным реактивным двигателям и ядерным энергетическим установкам для космических аппаратов. Столь сложные задачи были доверены ОКБ-670 потому, что к началу 60-х годов оно показало себя зрелым и работоспособным коллективом, в багаже которого имелись такие серьезные разработки, как СПВРД для межконтинентальных крылатых ракет "Буря" и "Буран", зенитных управляемых ракет (ЗУР) 3М8 и "400". Высокие летно-технические характеристики этих ракет обеспечивались передовыми технологиями (часто не имеющими аналогов за рубежом), разработанными коллективом этого ОКБ.
В конце пятидесятых - начале шестидесятых
годов в рамках своей традиционной тематики коллектив М.М. Бондарюка проектировал
прямоточные двигатели для ЗУР и противоракет (см. "Двигатель" № 3-2000),
ряда крылатых ракет (КР), беспилотных летательных аппаратов, воздушных мишеней,
противолодочных ракет и МБР. Так, создавался двигатель РД-013 с камерой
сгорания (КС) диаметром 1300 мм. Он предназначался для самолета "РС", разрабатывавшегося в ОКБ-256 МАП главного
конструктора П.В.Цыбина. Согласно
эскизному проекту самолет должен был иметь на концах крыльев два СПВРД, обеспечивающие
скорость крейсерского попета самолета до 3000 км/ч при тяге каждого по 4400...4500 кгс.
Планировалось получить дальность полета 12 500...13 500 км. РД-013 не был востребован по
причине свертывания работ по созданию самолета.
В соответствии с постановлением ЦК и Совмина СССР № 714-295 от 23.06.1960 г. в ОКБ
разрабатывался СПВРД РД-016 для межконтинентальной баллистической ракеты
"УБР" (конструкции ОКБ-52 ГКАТ).
Рассматривались различные компоновки, оценивались параметры изделия, проводились
расчеты, но дальше предэскизного проектирования дело не пошло.
Проводились расчеты и исследования возможности оснащения существующих КР
новыми двигателями - СПВРД. Одна из таких работ предусматривала создание двигателя
РД-04 (РД-04-670) для противорадиолокационной ракеты Х-22П (конструктор
А.Я.Березняк).
Проектирование проводилось в 1962-1964 гг. в соответствии с постановлением ЦК и СМ СССР
№ 893-384 от 24.08.1962 г. Позже, в 1965 г., готовился проект СПВРД для ракеты П-500П (ОКБ-52 МАП
конструктора В.Н. Челомея), а в 1966-1967 гг. - проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы
для КР "Гранит" (ОКБ-52 МАП),
рассчитанной на скорость М=4. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный ТРД на М=2,2.
В 1962 г. прорабатывались проекты оснащения крылатых ракет П-120 и П-700 сверхзвуковыми ПВРД.
По предложению филиала ОКБ-155 МАП с 1964 г. для объекта "Метель" (противолодочная
ракета) под руководством ведущего конструктора В.Д.Хохлачева проводились предварительные расчеты характеристик дозвукового маршевого
ПВРД, обеспечивающего полет на высоте 1000 м со скоростью, соответствующей М=0,9.
В 1968 г. проводились предварительные расчеты двигательной установки (ДУ) для
крылатой ракеты Х-30 (ОКБ А.Я. Березняка). ДУ состояла из двух двигателей: маршевого
прямоточного и разгонного ракетного, расположенного в КС первого. ПВРД (диаметр
650 мм) должен был обеспечивать полет ракеты массой около 3,5 т при скорости М=2,0...2,5 на
дальность до 200 км. В конусе центрального тела диффузора ДУ, выполненного из
радиопрозрачного материала, планировалось установить РЛС наведения. Рассматривалась
возможность установки регулируемого сопла. Ведущий конструктор проекта - И.Б.Леванов.
Для опытной высотной мишени разработки СКВ Калининградского машиностроительного
завода (ОКБ "Звезда"), имевшей обозначение ИЦ-59В, в ОКБ создавался СПВРД
типа РД-600. Двигатель размещался в гондоле под фюзеляжем. Старт с самолета-носителя Ту-16
и разгон до М=3,0...3,2 и высоты 11 км выполнялся с помощью пороховых ускорителей. Далее, в
зависимости от заданной на земле программы, СПВРД мог обеспечивать полет мишени при
скорости М=1,8 4,0 на высотах от 15 до 35 км. Несколько позже компоновку мишени
пересмотрели, установив два СПВРД на торцах крыльев. В конце 1969 г. началось эскизное
проектирование нового маршевого СПВРД с камерой сгорания диаметром 450 мм. Проект не
был реализован из-за закрытия темы.
В 1969 г. на территории СССР был найден удачно "севший" по причине выработки
топлива американский беспилотный высотный самолет-разведчик D-21
фирмы "Локхид", на котором в качестве двигателя
использовался СПВРД. Самолет (получивший обозначение "изд "Р") был тщательно
изучен в авиационных организациях. Сохранившийся в работоспособном состоянии
СПВРД (КС диаметром 950 мм) фирмы "Марквардт" с осесимметричным воздухозаборником
передали в ОКБ-670. В результате его обследования в 1970 г были выпущены отчеты с
описанием конструкции и характеристик двигателя. Наши специалисты не обнаружили
принципиальных новшеств в конструкции американского СПВРД, спроектированного,
как выяснилось, на основе "прямоточки" от беспилотного перехватчика "Бомарк"
Однако это не помешало постановке вопроса о необходимости создания у нас аналогичного
разведчика с СПВРД, стартующего с носителя.
Разработку конструкции двухступенчатого разведчика (ДБВР) поручили ММЗ "Опыт" главного
конструктора А.Н.Туполева. Согласно предварительному ТЗ маршевый СПВРД для
ДБВР должен был обеспечивать полет со скоростями, соответствующими числам М=3,3-3,6 на высотах 23-27 км. За основу для
разработки взяли теоретические и практические результаты по РД-012,
конструктивные принципы - от 3Ц4 (РД-07К). Была принята двухконтурная схема
двигателя с КС диаметром 712 мм. Руководил темой ведущий конструктор Ю.К.Ефимов.
Работы остановились на этапе аванпроекта.
В 1968 г ОКБ приступило к разработке маловысотной крылатой ракеты-мишени (МКРМ)
для отработки новых комплексов ПВО С-155 и С-300. Мишень предназначалась для полета на
высотах 25- 5000 м со скоростями, соответствующими М= 1,15-2,3, на дальность 150-250 км и имитации целей с ЭПР до 20 м2 (типа
Ту-22М)
в радиолокационном диапазоне. Одновременно шло создание ракет - ложных
целей (РЛЦ "Ноготок") нескольких типов для защиты бомбардировщика Ту-22М.
Предполагалось, что при полете параллельным курсом РЛЦ будет способна
имитировать сопровождаемый самолет в радиолокационном (с помощью линз Люнеберга)
и инфракрасном (трассеры) диапазонах, создавать ложные засветки на индикаторах
РЛС систем ПВО противника и дезориентировать системы наведения
атакующих ракет В течение 1969 г были проведены расчеты характеристик СПВРД,
работающих на скоростях М=1,5-2,5 и высотах 9-17км Рассматривались РЛЦ с лобовым и
подфюзеляжным воздухозаборниками и СПВРД с КС диаметром 470 и 354 мм Разработка
ракет велась под общим руководством заместителя главного конструктора И Б Леванова,
ответственными ведущими конструкторами были В Д Хохлачев (по МКРМ) и Ю.К.Ефимов (РЛЦ). Оба типа
изделий были доведены до стадии разработки эскизного проекта (выпущены в 1970 г), но эти перспективные и
нужные работы по указке "сверху" закрыли.
Еще в пятидесятых годах ОКБ приступило к изучению гиперзвуковых ПВРД (ГПВРД) со
сверхзвуковой скоростью потока в КС. Проектные разработки экспериментальной
модели ГПВРД проводились по плану совместных работ ОКБ-679, НИИ-1 и ЛИИ,
утвержденному ГКАТ в сентябре 1961 г. Конструктивно ГПВРД принципиально
отличаются как от ПВРД, так и от СПВРД. Диффузор ГПВРД строится так, чтобы
торможение набегающего потока происходило только при обтекании иглы диффузора.
Скорость потока после торможения остается сверхзвуковой, а дозвуковая расширяющаяся
часть диффузора, характерная для других типов ПВРД, отсутствует. Камера сгорания
ГПВРД представляет собой свободный канал, подача горючего в который происходит
непосредственно со стенок. В ней, в отличие от СПВРД, нет форкамеры, стабилизаторов
горения и топливного коллектора, так как любые препятствия в сверхзвуковом потоке
приводят к падению скорости потока ниже скорости звука.
С 1962-1963 гг начались стендовые исследования горения в модели КС такого
ГПВРД с диаметром входа 200 мм на присоединенном воздухопроводе Испытания
шли на базе ОКБ в Тураево Отрабатывалась плоская охлаждаемая графитовая модель КС.
Первые испытания показали, что процесс горения на сверхзвуке осуществим, но до
полностью работоспособного изделия было еще далеко. В 1966 г рассматривались возможные
тягово-экономические характеристики ЛА, получившего обозначение "Эра", с
гиперзвуковым режимом работы диффузора на М=6,0-10,0 и высотах 14-30 км Диаметр ГПВРД (ведущий
конструктор В.С.Панкратов) превышал 2500 мм.
С конца 50-х годов в работах по ПВРД
наметился кризис. Преимущества ПВРД становились явными при большой дальности,
нереализуемой в то время средствами наведения, а потому руководство МАП считало,
что данный класс двигателей не имеет перспективы ни для тактических КР, ни для
стратегических КР (поскольку делалась ставка на МБР). Из-за недостатка
заказов ОКБ пришлось браться за новую, более "перспективную" деятельность.
Именно во второй половине пятидесятых годов ОКБ-670 включилось в исследования,
связанные с созданием реактивных двигателей нового типа - атомных (АРД), а
также ядерных энергетических установок (ЯЭУ) для космических аппаратов. В этом
направлении был проведен большой объем НИР во взаимодействии с НИИ-1, ЦИАМ и
институтами ГКИАЭ СССР. Тематика ядерной энергетики занимала заметное место в
деятельности ОКБ и была представлена тремя крупными темами - РД-021, РД-022 и БЭС-5. В целом в
этом направлении коллектив трудился около 10 лет и достиг больших результатов. В
соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР № 711-339 от 30.06.1958 г. и приказом № 280 от 21.07.1958 г.
коллектив ОКБ-670 получил задание на предварительные работы по созданию
ядерного реактивного двигателя для перспективных космических ракет и МБР. В
1958-1960 гг. по тактико-техническим требованиям ОКБ-1 Государственного
комитета оборонной техники (ГКОТ) велись расчетно-теоретические, конструкторские и
экспериментальные проработки, в результате которых показана возможность создания АРД
с заданными характеристиками. В 1960 г. был выпущен эскизный проект, предусматривавший
два варианта (наземного и высотного старта) атомного двигателя с тягой 150 тс. В качестве
рабочего тела применялся аммиак.
В июне 1960 г. постановлением ЦК и Совмина СССР технические требования были
изменены, и ОКБ-670 поручена разработка эскизного проекта АРД с тягой 300...400 тс,
использующего в качестве рабочего тела жидкий водород. В 1960-1961 гг. проведенные
исследования дали положительные результаты, положенные о основу
эскизного проекта двигателя АРД-200 (шифр "021") для ракеты-носителя Н-1 ("лунная"
программа). Проект был выпущен и передан "королевскому" ОКБ-1 вконце!961 г. В том
же году начались экспериментальные работы совместно с ИАЭ АН СССР по
исследованию принципов удержания делящегося вещества в графитовых
образцах и с НИИ-88 - по изготовлению испытательных камер АРК 2-3. В январе 1962 г.
техническая готовность проекта составила 40 %. Летом того же года в
Госкомитете по использованию атомной энергии состоялась защита эскизного
проекта атомного РД. Он получил положительную оценку. Было решено
продолжать работы по АРД с тягой 30-40 тс (двигатель получил наименование АРД-3). Работы по
теме РД-021, продолжавшиеся еще несколько лет, не были реализованы, однако
выполненные коллективом ОКБ-670 исследования имели большое значение для
развития науки и техники.
В рамках темы РД-022 велись исследования в области электроядерной энергетики:
создание бортового источника электропитания (это направление далее
выделено в отдельную тему БЭС-5), электроядерных двигательных установок
для космических аппаратов, в том числе плазменного и ядерного электроракетного
двигателя. Основанием для начала работ по теме послужило постановление ЦК КПССС и
СМ № 1080-522 от 25.09.1958 г., предусматривавшее проведение исследований, связанной с
электроядерной энергетикой в целом. Круг работ конкретизировался постановлением
№ 715-296 от 23.06.1960 г. и заданием от ОКБ-1 ГКОТ.
Главным стержнем темы стало создание электроядерного двигателя.
В 1961 г. работы по двигателю, получившему наименование ЭЯРД-6 (шифр "022"), шли в
двух направлениях. Один вариант создавался с эмиссионным, другой - с магнитогидродинамическим (с эвтектикой в
качестве рабочего тела) преобразователем тепла в электроэнергию. Совместно с ОКБ-670 работали такие ведущие организации
страны, как ЛФТИ АН СССР, ФЭИ, НИИ-5 ГКИАЭ. К концу 1961 г. на установке ТЭП-1,5 были
получены первые положительные результаты, однако поначалу к.п.д. и
мощность были очень малыми. Работы велись с размахом, но их подкосило свертывание
"хрущевской космической эры" в конце шестидесятых годов.
ОКБ-670 принадлежит заслуга в создании уникальной ядерной энергоустановки БЭС-5
для ИСЗ морской космической системы разведки и целеуказания (системы "УС").
Разработка проводилась в содружестве с ведущими организациями страны, такими
как ОКБ-52 ГКАТ (головной исполнитель), КБ-1 ГКРЭ, ФЭИ, ОКБ-12, Сухумский ФТИ, ИЛ ВАР и др. Ведущими конструкторами
по ЯЭУ в ОКБ-670 были Ю.Н. Глазунов и И.М.Вышнепольский.
Создание БЭС-5 было задано постановлением ЦК и Совмина СССР № 1080-522
от 25.09.1958 г. Задание уточнялось дважды, в 1960 и 1961 г. Изначально расчетные,
конструкторские и экспериментальные работы велись по газовому и
жидкометаллическому вариантам установки. Проекты получили положительные оценки с
рекомендацией в дальнейшем разрабатывать вариант ЯЭУ с жидко-металлическим
(калиево-натриевым) теплоносителем мощностью 5 кВт. В 1960-1961 гг. проводились
расчеты схем и режимов работы энергоустановки. Был разработан аванпроект с двумя вариантами преобразования энергии:
паротурбинным (механическим) и термоэлектрическим (прямым полупроводниковым). Для дальнейшего
эскизного проектирования выбрали второй вариант.
В 1961-1965 гг. проводились испытания реактора БР-5А, а на стенде в ИЛВАРе -
натурные (физические) испытания самой установки БЭС-5. В результате успешно
завершившихся к концу 60-х годов работ первая отечественная бортовая ЯЭУ "Бук"
полностью прошла испытания и была сдана в эксплуатацию. ОКБ явилось несомненным
пионером в этой области. Авторский коллектив разработчиков бортовой
ядерной электростанции был удостоен Государственной премии СССР. Для
сравнения можно отметить, что эскизный проект ЯЭУ, разработанный в КБ "Энергомаш",
был закончен только в 1971 г. Ныне широко разрекламированная ЯЭУ "Топаз",
создание которой началось также, как и ЯЭУ "Бук" в 1960 г., была построена на
термоэмиссионном принципе, и ее испытания на ИСЗ прошли лишь 20 годами
спустя после испытаний "Бука" - в феврале 1987 г.
Помимо трех основных тем в ОКБ шли исследовательские и конструкторские
работы по другим ЯРД. Первый проект прорабатывался для экспериментальной
крылатой атомной ракеты (КАР) в конце
пятидесятых годов. Создание самой ракеты "375" производилось в ОКБ-301 в 1955-1957 гг.
Но тогда реализовать задуманное не удалось - КАР получилась огромной. Позже
рассматривался ядерный прямоточный двигатель для одной из КР конструкции ОКБ-52.
В 1958-1961 гг. рассматривался целый ряд проектов ЯРД для вторых ступеней
межконтинентальных баллистических ракете подводным и наземным стартом с
дальностью 1500-2500 км.
В числе других новых направлений деятельности со второй половины 60-х годов
ОКБ-670 занялось бортовыми источниками электропитания (БИП) для зенитных управляемых ракет (ЗУР). В 1964-1966 гг. ОКБ
формально входило вместе с ОКБ-165 А.М.Люльки в объединенное ОКБ-165-670 ГКАТ. Но потом КБ М.М.Бондарюка вновь выделилось в
самостоятельное, получив в свой штат коллектив под руководством Л.С.Душкина с тематикой по БИП. Опытными работами по
БИПам ОКБ занималось на протяжении 6 лет. За это время были сданы заказчику два типа источника электропитания - 5И47,
работающий на жидком топливе, и 5И48 на твердом топливе. Их доводка осуществлялась на испытательной базе в Жуковском.
Таким образом, в конце шестидесятых годов МКБ "Красная Звезда" (в 1967 г.
ОКБ М.М.Бондарюка получило это наименование) являлось многопрофильной организацией и вело разработки по трем
основным тематикам. Руководство этими направлениями осуществляли заместители главного конструктора: Н.И.Михневич -по ЯЭУ, И.Б.
Леванов - по ПВРД, С.А.Дубинец (ранее был заместителем Л.С.Душкина) - по БИП.
Уход из жизни М.М. Бондарюка и дальнейшая судьба коллектива
Михаил Макарович Бондарюк скончался 14 октября 1969 г. после тяжелой и
продолжительной болезни. Вся деятельность коллектива, долгие годы строившаяся на
энтузиазме и организационных качествах его руководителя, пошатнулась. Более того, с
этого момента судьба МКБ была предрешена.
Исполняющим обязанности главного конструктора временно стал Н.И.Михневич.
Несмотря на успехи МКБ "Красная Звезда", в МАП сложилось предвзятое отрицательное
мнение о перспективах ЯЭУ и образцах ракетной техники (МКРМ и РЛЦ), создававшихся
коллективом. Среди заместителей главного конструктора, ведавших указанными
направлениями, в министерстве не видели "послушного"
преемника на посту руководителя МКБ. В итоге, в 1970 г. главным конструктором "Красной
Звезды" был назначен человек из министерства - Е.А.Терешков. Работы по МКРМ
и РЛЦ тут же "прикрыли", да и создание ПВРД новый руководитель стремился свернуть.
Это было начало краха старейшего и единственного в стране ОКБ, специализировавшегося на ПВРД.
Предприятие стало терять кадры; люди уходили из-за отсутствия работы и
нездоровой обстановки в коллективе. Разработки по ЯЭУ по-прежнему вызывали
раздражение у П.В.Дементьева, которому в 1972 г., наконец, удалось от них отделаться. Для
этого на базе МКБ "Красная Звезда" и еще одного КБ (проводившего подобные работы)
было создано и передано в Министерство среднего машиностроения (МСМ)
специализированное предприятие вместе с частью прежнего коллектива. Задел по ПВРД и
группу сотрудников "Красной Звезды", работавших в этом направлении, отправили в
Тураевское МКБ "Союз". Кроме того, "Союзу" отошла и производственно-экспериментальная
база на тураевской промплощадке. Главным конструктором МКБ "Красная Звезда" (уже
в системе МСМ) вместо Терешкова назначили В.И.Сербина. Таким образом, КБ, долгое время
руководимое М.М.Бондарюком, было фактически ликвидировано.
После преобразований коллектив, переведенный в ТМКБ "Союз", продолжил
начатые работы под руководством И.Б.Леванова (ставшего заместителем главного
конструктора "Союза"). Тематика ПВРД сначала была встречена как чужеродная - с
сопротивлением со стороны главного конструктора ТМКБ В.Г.Степанова. Однако
впоследствии руководство ТМКБ "Союз" изменило отношение к "прямоточкам".
Еще при жизни М.М.Бондарюка, в 1968-1969 гг., под руководством ведущего конструктора В.Д.
Хохлачева началась разработка СПВРД 3Д-80 с КС диаметром 800 мм. Этот двигатель
предназначался для морской крылатой ракеты 3М-80 комплекса "Москит" с маловысотным
режимом полета при скоростях до М=2,0. С большим трудом удалось отстоять и
продолжить разработку двигателя 3Д-80 в новых условиях. Было рассмотрено множество
компоновочных схем КС и диффузоров, на стенде отработана камера сгорания. Из-за
долгих проволочек и "холодного" отношения МАП к ракете и двигателю
государственные испытания завершились лишь в 1982 г.
Позднее ТМКБ "Союз" разработало
несколько вариантов этого СПВРД (3Д-81, 3Д-82 и 3Д-83). Там же, в Тураево, с 1976 г. при участии группы бондарюковцев были начаты и
проводились вплоть до 1978 г. работы, направленные на создание СПВРД (ПВРД-5) для
УР класса "воздух-поверхность" Х-31 с КС диаметром 360 мм. Двигатель обеспечил ракете
возможность полета при скоростях до М=3,0...4,0.
Более пяти лет в СССР отсутствовало специализированное ОКБ по ПВРД, резко
сузился фронт работ, терялись школа и наработки, накопленные в результате
многолетних усилий. Однако костяк коллектива бондарюковцев сохранил
работоспособность, и в 1978 г. по приказу Минобщемаша на территории НИИ тепловых
процессов (НИИТП) было образовано новое КБ для разработки ПВРД (с 1991 г. - НПВО "Пламя").
Ядро нового КБ составил все тот же коллектив, почти полностью вернувшийся из
ТМКБ "Союз". Главным конструктором и руководителем возрожденного предприятия
назначили И.Б.Леванова. Поскольку авторские права на двигатели для Х-31 и 3Д-80
были оставлены за "Союзом", то на новой базе началось конструирование новых ПВРД.
В конце 70-х годов прорабатывался ядерный ПВРД для низколетящей, относительно легкой
по сравнению с КАР, крылатой ракеты (масса КР 15...20 т, масса боевой части - 1 т).
Предполагалось получить практически неограниченную дальность полета.
Проведенные исследования показали принципиальную возможность реализации
проекта, однако от создания КР с ЯРД отказались из-за невозможности проведения
испытаний на полную дальность, а также по экологическим причинам.
В тот же период в КБ приступили к созданию СПВРД для перспективной
противокорабельной КР "Яхонт". В 1983 г. был подготовлен эскизный проект, а с 1987 г.
начались летные испытания двигателя в составе ракеты. Новые технологии,
использованные при создании СПВРД, позволили получить заданные
характеристики: высотность до 20 км, максимальную тягу 4 тс, скорость полета М=2,0...3,5
при массе КС всего 200 кг. В камере сгорания устанавливается разгонный ПРД первой
ступени. СПВРД оборудован системой изменения тяги с регулируемым соплом. В
удлиненном центральном теле диффузора размещается РЛС наведения КР.
Впоследствии НПВО принимало участие в различных перспективных проектах, в том
числе в проработках (совместно с ЦИАМ для НПО "Энергия") двигательной установки
гиперзвукового воздушно-космического ЛА, в экспериментах с ГПВРД по программе "Орел"
(ТМКБ "Союз", ЦИАМ), теоретические и практические основы построения которого
были заложены еще в ОКБ-670. Совместные планы НПВО и МКБ "Новатор" предусматривали
переоборудование практически исчерпавших свой срок хранения ЗУР типа 3М8 в ракеты-мишени.
К сожалению, дальнейшая судьба коллектива сложилась нелегко. Весной 1994 г. ввиду
трудного финансового положения руководство НИИТП, на территории которого
НПВО "Пламя" арендовало помещения, приняло решение преобразовать НПВО в ОКБ,
структурно входящее в состав НИИТП. Позднее приказом начальника НИИТП в апреле 1994 г.
НПВО было вообще ликвидировано. В связи с этим коллектив "бондарюковцев" был
вынужден перебраться на другую производственную базу, образовав ЗАО ОКБ
"Пламя". В феврале 1998 г. предприятие вошло в состав ГНПЦ "Звезда-Стрела" под
наименованием ОКБ ДУ "Пламя".
ПВРД и СПВРД, созданные коллективом М.М.Бондарюка | ||
---|---|---|
Место проведения работ | Период | Тип двигателя (назначение) |
ЭКБ-3 ГВФ, Группа в ОКБ-293 НКАП, КБ-2 в НИИ-1 НКАП | 40-е | РД-430 (ускоритель самолетов), РД-007 (ракета 10Х), РД-700 (снаряд "Шторм"), РД-1 А (снаряд "Шторм"), РД-800 (самолет-мишень Ла-17), РД-1 65 (вертолет Б-13), РД-350 (экспериментальный), РД-550 (летающая модель ЛМ-15). |
ОКБ 670 МАП | 50-е | РД-900 (самолет-мишень Ла-17), РД-040 (ЭКР), РД-065 (исследования КС больших диаметров), РД-01 2У (КР "Буря"), РД-01 8А (КР "Буран"], РД-025 (БР "025" и ЗУР "КМ"), РД-034 (БР "034"), РД-036, РД-036А, РД-036М (БР "036"), ЯРД (КР "КАР"), РД-02 1 (ЯРД для МБР), РД-07, РД-07К (3Ц4) (ЗУР 3М8), РД-08, РД-08А, РД-08Б (ЗУР дальнего действия), РД-085 (ЗУР Р-500), 1-ДА (экспериментальный) |
60-е | 3Ц4М1 , 3Ц4М2 (модификации ЗУР 3М8), 4Д-04 (КР "Гранит"), РД-09 (морской вариант ЗУР 3М8), РД-04 (КР Х-22П), РД-600 (воздушная мишень ИЦ-59), РД-01 3 (изд ТС), СПВРД (УР Х-30), СПВРД (воздушная мишень "МКРМ"),СПВРД (ложная воздушная цель ТЛШ, РД-06 (РД-01 4) (ЗУР "Даль-М"), РД-046 (ЗУР В-758), РД-015 (противоракета В-1100), РД-016 (система "УБР") | |
МКБ "Красная Звезда" МАП, Коллектив в составе Тураевского МКБ "Союз" МАП | 70-е | 3Д131 (ЗУР 9М38), 3Д-80 (КР 3М-80, выполнена основная часть работ), СПВРД (УР Х-31 , выполнена основная часть работ), СПВРД (БЛА-разведчик "ДБВР"), СПВРД (перспективная КР), ЯРД (перспективная КР). |
КБ (НПВО) "Пламя" МОМ | 80-е | СПВРД (КР "Яхонт"), ГПВРД (программа "Орел") |
Источники информации:
Помогали: