Содержание

Игорь Шелест. «Лечу за мечтой»

Часть первая. Воздушное настроение.

2. Собственный дом на улице Усиевича

   Между тем в кафе обедали милые и вполне реальные москвичи начала семидесятых годов. Снова вполне явственно вокруг меня гремели подносы. Люди наскоро перекусывали, не выявляя эмоций, вставали и уходили. Мне захотелось поскорей на воздух. Я понял, что за последние дни работы в библиотеке несколько переутомился.
   Перед эскалатором в метро, может быть, впервые не подосадовал на толпу. Напротив, улыбался и думал: «Валяйте, бесцеремонные мои, так ощущаю крепче, что с вами, что здоров и что вы вечно живые!»
   Тут-то и пришла благотворная мысль переключиться на ныне здравствующих авиаторов, помнящих раннюю Ходынку. «Начну-ка, — решил я, — с Александра Ивановича Жукова».
   Об этом летчике-испытателе, можно сказать — самородке, слыхал я еще мальчишкой. Жукова видел несколько раз на Центральном аэродроме, даже разговаривал с ним перед войной, хотя он меня тогда и не знал. Позже, в 1943 году, когда Александр Иванович проводил на нашем аэродроме испытания двухмоторного танкового истребителя «ТИС» конструкторского бюро Микояна и Гуревича, мы с ним разговаривали как коллеги. Тогда Жуков и коснулся своего раннего знакомства с Ходынкой, он был свидетелем, как в мае 1911 года в Москве состоялась первая авиационная неделя. С нее, собственно, и началось зарождение Ходынки.
   В 1912 году на Ходынке был построен первый ангар завода «Дукс». К нему в ряд пристраивались другие, поменьше. По нашим временам — крошечные ангаришки, каждый на два аэроплана.
   Одним из таких ангаров владел известный молокопромышленник и владелец многих московских молочных магазинов Чичкин. В Москве молочные магазины принадлежали только Чичкину и Бландову — каждый строил свой магазин напротив конкурента. После революции Чичкин остался служить Советской власти, помогал налаживать сыроварение.
   А в ту пору, на заре авиационной Ходынки, Чичкина имел, как теперь говорят, х о б б и: он был авиатором-спортсменом, владел двумя аэропланами и собственным ангаром.
   Между ангарами втиснуты были ящики от самолетов В них авиаторы и мотористы то и дело перебирали моторы своих аэропланов. Для смазки моторов применяли касторовое масло и покупали его в бутылях на Никольской, в аптеке у Ферейна. Смешно? Знаю, что смешно. Бензин брали у Нобиля. Он продавался в дубовых бочках. Таковы были масштабы!
   Летали в жестких касках, обтянутых кожей. На аэропланах еще не было прозрачных козырьков, и брызги масла от вращавшихся вместе с пропеллером моторов летели в физиономию...
Дом А.И.Жукова.

   Созвонившись с Леонидом Григорьевичем Миновым — они с Жуковым соседи и друзья еще по совместной работе на Ходынке, — я попросил Минова составить компанию в этом визите. Леонид Григорьевич с удовольствием согласился.
   И вот мы с Миновым на улице Усиевича. Сворачиваем во двор и видим перед собой в каре громадных зданий каким-то чудом уцелевший старый  м о с к о в с к и й   д в о р и к. Некрашеный забор из плотно сбитых досок, калитка. За забором бревенчатый одноэтажный дом под железом. Сад. На оголенных ветках кое-где висят яблоки. Недавно прошел дождь, я смотрю себе под ноги, перепрыгиваю лужи. Минов говорит:
   — А вот и Саша... Уже ждет нас.
   Александр Иванович стоял у калитки, по-хозяйски разглядывал забор и не сразу нас заметил. Маленький, сухонький, в костюмчике из толстой ворсистой шерсти, в кепке. Самый «портативный» и легкий летчик первой половины двадцатого века. Только он и мог уместиться в предельно обуженной кабине какого-нибудь сверхоригинального самолета — скажем, крохотной авиетки «Буревестник» с моторишком в восемь лошадиных сил.
   Жуков очень обрадовался нашему появлению — видно, давно нас ждал. Мы обнялись. Вошли во двор.
   — Право, мне неудобно: не все здесь прибрано... Работаю с утра до вечера и не успеваю, — жаловался Александр Иванович, закрывая калитку.
   Теперь можно было рассмотреть дом как следует. Ладно срубленный, на высоком цоколе, с круто наклоненной крышей. Бревна буро-коричневые, но сохранились хорошо. По двору узенькие дорожки из толстых досок. Старые, раскидистые яблони, под ними яблоки... Много яблок.
   — Некому собирать, — поймал наши взгляды Жуков. — Леня, приходите собирать на компот...
   — Хорошо, Саша, как-нибудь, — прокричал Минов (Жуков плохо слышит), мне тихо добавил: — Ну когда этим заниматься?
   Углубляемся в сад. Во дворе все же много всякого хлама. Обладатели дач и владельцы собственных домов запасливы.
   Жуков не то жалуется, не то хвалится:
   — Все это своими руками. Все надо... Взгляните: в этом ящике белая просеянная глина, а здесь — красная... Ах, не прибрано вокруг! Мне, право, Леня, очень перед вами неудобно — руки не доходят... Да и болезней каких только нет во мне!.. А кто за меня сделает?
   Жуков обращается к нам обоим, а называет лишь Минова. Я не пойму: то ли забыл вообще, как меня звать, то ли стесняется называть лишь по имени...
   — И душ, конечно, сам соорудил? — Минов показывает глазами на сооружение «на сваях». Наверху два больших бака от самолетов. — У Саши здесь половина из того, что было когда-то на Ходынке, — с улыбкой поясняет Минов.
   — И правда, Леня, ты ведь сам помнишь: какие вещи великолепные выбрасывались на свалку!.. А у меня вечно сердце болело, не мог смотреть на это...
   — От каких самолетов баки, Александр Иванович? — кричу я, наклоняясь к нему.
   — Этот вот — от «вуазена»... А тот — от «ТИСа»... Помните?
   — Еще бы! — киваю.
   — Очень неустойчивый был самолет!
   У сарая опять какие-то самолетные детали, другие баки. Один из них, весь закругленный, заинтересовал меня.
Опытный истребитель ТИС. 1943
   — А это что за бак?
   — От «И-седьмого»... Иначе говоря, от «Хейнкеля-37». Когда у нас на заводе стали строить в тридцать втором, мне ведь тоже пришлось их испытывать! — прокричал Жуков так, будто рядом громыхал мотор; потом пояснил: - Алюминиевый давленый бак, сварной...
   — Плохо выходил из штопора? — спросил я, подразумевая, конечно, не бак, а самолет.
   — Ужасно! — оживился Жуков. — Один я только и мог на нем штопорить и выходить. Писаренко выпрыгнул с парашютом — не сумел вывести. Страшно прижимало к борту перегрузкой. Двинуться было нельзя! Да и в сиденье втискивало! Кошмарный был у «И-седьмого» штопор...
   Жуков не то чтобы хвастал, но все же говорил с «перебором». По-видимому, с годами в нем выработалась эта «философия»: напомнить о себе.
   — Александр Иванович, ну а баллоны эти для чего вам? — спросил я про узкие кислородные баллоны, тоже самолетные, еще военного времени, перекрашенные, по-видимому, совсем недавно в черный цвет.
   — Как это зачем? Покрасить что-либо, продуть! Сейчас, мне их отказались зарядить: нужно написать еще на каждом «Воздух», опять же руки не доходят.
   Проходим вдоль забора. Удивительно: на кустах полно красной смородины. Глубокая осень, листьев почти нет, а ягод — как в июле!
   — Кушайте, угощайтесь! — приглашает хозяин. — Я нет-нет да и пощиплю: очень полезно от склероза.
   Жуков жалуется:
   — Вот полюбуйтесь — опять сломали ветку! Ничего с ними не поделаешь — лазают через забор, в собаку бросают камни...
   У забора горка битого кирпича. Мелькает мысль: «Неужели Жуков собрал как вещественное доказательство все камни, что сюда швыряли мальчишки?»
   Оказывается, нет. Камни собраны по ту сторону забора и перенесены сюда, чтобы не попадались под руки сорванцам.
   Кроме фруктовых деревьев, в саду несколько лиственниц. Раньше не обращал внимания, что осенью они желтеют.
   Мы обошли сад и вернулись к дому. Тут мне бросилось в глаза большое дерево среди яблонь. Ему лет за сто. Странно даже подумать: росло здесь, когда ни дома не было, ни хозяина на свете, да и авиация еще не зародилась!
   Жуков заметил мой взгляд:
   — Иногда приходится на него взбираться. Вон туда, — и показал на высокие толстые ветки.
   Я не понял, зачем это ему нужно. Леонид Григорьевич откровенно рассмеялся:
   — Ну вот, Саша, ты все жалуешься на склероз, на печень, на позвоночник, а сам лазаешь на деревья, как юный фавн! Надеюсь, камнями отсюда не швыряешься? — Минов, метнув глазами на крышу, заметил негромко в мою сторону: — Т а   с а м а я.
   Я понял, что Минов имеет в виду, а Жуков подумал о другом.
   — Да, да, Леня, ты, верно, вспомнил, как я, счищая снег, летел однажды с этой крыши?
   — До сих пор сам счищаешь? — удивился Минов. — Крутовато, и удержаться-то не за что! Привязываешься хотя бы?
   Жуков держал все время прислоненную к уху ладонь:
   — Нет, не привязываюсь, просто так... Ох и летел, страх! Представьте, — воодушевился вдруг Александр Иванович, — как поехал  с о л д а т и к о м  с самой макушки... Успел только подумать: «Вот где подловила, п р о к л я т а я! Всю жизнь пролетал — ничего, а тут на таком пустяке!!» И... хрясь! Знаете, ощущение, будто шейные позвонки сломались. Темень в глазах... Очнулся — лежу на снегу. Встал. Земля сперва кренилась — вынужден был опираться на лопату.
   Жуков еще некоторое время рассказывал, как и что у него болело после «завершающего  п о л е т а» солдатиком, а я прятал улыбку, потому что в голове упрямо вертелась пресмешная история. Именно ее-то и имел в виду Леонид Григорьевич, когда завел разговор о крыше.
   Многие летчики Ходынки эту историю хорошо помнят. Да простит меня милый Александр Иванович за то, что ее здесь повторю.

   Заканчивая постройку своего дома, Жуков нанял кровельщиков. И тут уж, непонятно почему, этот расчетливый до мелочей человек удивительным образом просчитался. Вместо того чтобы договориться об оплате за работу, как говорят, аккордно, за весь труд сразу, он нанял кровельщиков поденно.
   Надо полагать, и кровельщиков это обстоятельство удивило, но они согласились, и, как только хозяин уезжал со двора, они располагались на крыше поудобней и доставали кисеты с махоркой.
   Однако хозяин тоже не считал себя, как ему казалось, простаком. Прикатив на велосипеде на аэродром, он с ходу стал торопить механиков, готовивших к полету очередной выведенный из цеха самолет, пробовал мотор и взлетел. И, не поднявшись высоко, летел сюда, на северо-запад, вдоль Красноармейской улицы...
   Вот под ним  е г о   д о м. "Конечно же, устроились поудобнее на крыше и лежат! Ax негодники! Ржавые гвозди! Думали Жукова обмануть! Нет, лежебоки! Я покажу вам сейчас, что вижу все: Жуков бездельничать не позволит!»
   И, распалив себя, принимался разгонять лодырей: круто пикировал на свой дом, проносился над ним с ревом, снова взвивался ввысь, выворачивался в отчаянном иммельмане и снова пикировал. Затем входил в глубокий вираж и еще долго кружил над кровельщиками, грозя им из кабины кулаком.
   А лодыри тем временем испытывали восторженное потрясение. Никогда в жизни не приходилось им видеть таких отчаянных кувырканий самолета. Был момент, когда один из кровельщиков едва не свалился с крыши — уж больно жутко стало.
   — Ты погляди, погляди, кум, что делает охальник!..
   — С-и-и-и-ла! — стучал зубами «кум», прижавшись к доскам и замирая от сладостного страха.
   В обед Жуков появлялся снова на своем шустром «вело».
   — Ну что, ржа вас проешь? — сардонически шипел он, с трудом протискиваясь с велосипедом в калитку. — Думаете скрыть от меня, что ни черта не делали? Дудки, Жуков все видел, дрыхнете здесь, не работаете! Ни черта платить не буду!
   — Хозяин, побойся бога! — взмолился старшой. — Спины не разгибаем!
   — Видел, все видел!
   — Буде тебе, хозяин, как ты мог видеть? Тут прилетал ероплан — верно... Ой крутился! Страх... И норовит все над нами, над крышей твоей — где тут работать: добро не попадали, шею не свернули!.. О, то те был летчик! Голова в кожу затянута, глазищи во какие!..
   Кровельщикам было и невдомек, что этот щупленький, в молескиновой замасленной куртке, в серой, видавшей виды кепке «дачник» с велосипедом и есть столь изумивший их воздушный акробат.

<< Первые авиационные впечатления В гостях у А.И.Жукова >>