Содержание

Марк Галлай. «Через невидимые барьеры»

От автора

    Эта книга не о самолетах и даже не об авиационной технике вообще.
    Автор ставил перед собой совсем другую цель — рассказать прежде всего о людях, которые испытывают, исследуют и совершенствуют самолеты в полете и среди которых ему довелось жить и работать четверть века. Разумеется, говоря об этих людях, невозможно полностью избежать вторжений в существо их работы — авиационную технику, но автор сознательно стремился ограничить изложение технических вопросов тем минимумом, без которого было бы попросту невозможно понять, что, как и для чего делают герои повествования.
    Вся история развития авиации представляет собой почти непрерывную цепь различных «барьеров» — казалось бы, непреодолимых препятствий, одно за другим с неукоснительной последовательностью возникавших на пути к дальнейшему росту высоты, дальности и особенно скорости полета. То это были разрушающие машину вибрации (флаттер), то потеря устойчивости и управляемости самолета при приближении к звуковой скорости, то опасный перегрев конструкции в зоне «теплового барьера» — всего не перечислить.
    Однако человек неизменно преодолевал эти невидимые, но тем не менее вполне реальные препятствия. Преодолевал силой своего разума, огромным коллективным трудом исследователей, развернутым наступлением науки, а иногда и ценой жизни людей, первыми вторгавшихся в новые, неизведанные области полета.
    Автору записок хотелось рассказать об этих людях, так как общепринятые представления о работе летчиков-испытателей зачастую не очень точны. За риском, опасностью, романтикой, присущими этой работе (хотя, говоря откровенно, далеко не в такой сильной степени, как это порой представляется со стороны), — за всем этим легко теряется главное, что составляет сущность летно-испытательной профессии. На самом деле она, эта профессия, гораздо содержательнее, техничнее, если хотите — умнее, чем принято думать. Впрочем, пусть об этом судит сам читатель.
    Все написанное здесь — правда. Во всяком случае, автор нигде не прибегал к так называемому художественному вымыслу намеренно. Но он, к сожалению, никогда не вел дневников и, работая над записками, вынужден был полагаться главным образом на собственную память. Как и следовало ожидать, в чем-то она подвела его, и автор от души благодарит читателей, которые после того, как эти записки впервые увидели свет, указали на некоторые вкравшиеся в них фактические неточности. С такой же признательностью автор встретит и все последующие советы и замечания.
<< Содержание Начало начал >>