Марк Галлай. «Через невидимые барьеры»
От автора
Эта книга не о самолетах и даже не об авиационной технике
вообще.
Автор ставил перед собой совсем другую цель — рассказать
прежде всего о людях, которые испытывают, исследуют и совершенствуют самолеты в
полете и среди которых ему довелось жить и работать четверть века. Разумеется,
говоря об этих людях, невозможно полностью избежать вторжений в существо их
работы — авиационную технику, но автор сознательно стремился ограничить
изложение технических вопросов тем минимумом, без которого было бы попросту
невозможно понять, что, как и для чего делают герои повествования.
Вся история развития авиации представляет собой почти
непрерывную цепь различных «барьеров» — казалось бы, непреодолимых препятствий,
одно за другим с неукоснительной последовательностью возникавших на пути к
дальнейшему росту высоты, дальности и особенно скорости полета. То это были
разрушающие машину вибрации (флаттер), то потеря устойчивости и управляемости
самолета при приближении к звуковой скорости, то опасный перегрев конструкции в
зоне «теплового барьера» — всего не перечислить.
Однако человек неизменно преодолевал эти невидимые, но тем не
менее вполне реальные препятствия. Преодолевал силой своего разума, огромным
коллективным трудом исследователей, развернутым наступлением науки, а иногда и
ценой жизни людей, первыми вторгавшихся в новые, неизведанные области полета.
Автору записок хотелось рассказать об этих людях, так как
общепринятые представления о работе летчиков-испытателей зачастую не очень
точны. За риском, опасностью, романтикой, присущими этой работе (хотя, говоря
откровенно, далеко не в такой сильной степени, как это порой представляется со
стороны), — за всем этим легко теряется главное, что составляет сущность
летно-испытательной профессии. На самом деле она, эта профессия, гораздо
содержательнее, техничнее, если хотите — умнее, чем принято думать. Впрочем,
пусть об этом судит сам читатель.
Все написанное здесь — правда. Во всяком случае, автор нигде
не прибегал к так называемому художественному вымыслу намеренно. Но он, к
сожалению, никогда не вел дневников и, работая над записками, вынужден был
полагаться главным образом на собственную память. Как и следовало ожидать, в
чем-то она подвела его, и автор от души благодарит читателей, которые после
того, как эти записки впервые увидели свет, указали на некоторые вкравшиеся в
них фактические неточности. С такой же признательностью автор встретит и все
последующие советы и замечания.
<< Содержание | Начало начал >> |