Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 6
БОКОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ

6.3. Динамические свойства самолета в боковом движении.

    Динамические свойства самолета в боковом движении определяются путевой и поперечной статической устойчивостью, инерционными и демпфирующими свойствами, режимом полета.
    Характеристики боковой динамической устойчивости с демпферами крена и рыскания и без них представлены на рис. 6.2. Из приведенных графиков видно, что период боковых колебаний при увеличении числа М полета уменьшается. Так, при увеличении числа М от 0.3 до 0.7 примерно вдвое.
    Включение демпферов увеличивает степень затухания колебаний, это ведет к снижению круговой частоты колебаний и росту периода. Наиболее сильное влияние на период колебаний оказывает демпфер рыскания.
    С увеличением высоты полета ухудшаются собственные демпфирующие свойства самолета. Так, например, при увеличение высоты полета до 10000 м коэффициент затухания при включенных демпферах приближается к 1, а, значит, колебания становятся незатухающими. Без применения демпферов управление самолетом с малыми периодами и неудовлетворительном демпфировании значительно усложняется.
    При числах М>0.4 переходные процессы носят апериодический характер.
    Законы работы демпфера крена и рыскания представлены в главе 3.

<< Поперечная статическая устойчивость и управляемость Диапазон высот и скоростей полета >>