Обзоры |
Главной причиной невыполнения Федеральной целевой "Программы развития
гражданской авиационной техники до 2000 года" стала ее финансовая
необеспеченность.
Как говорится в отчете Счетной палаты РФ, предоставленном ПРАЙМ-ТАСС, программа
включала 32 основные программы по созданию и доработке гражданских воздушных
судов (ВС), 28 программ по созданию и модернизации авиационных двигателей, 19
программ научно-исследовательских и экспериментальных работ.
Предусматривались также технологическая подготовка и техперевооружение
производства, расширение, реконструкция и строительства объектов
производственного назначения. Программа имела своей целью создание к 2000 году
нового поколения соответствующих мировому уровню ВС и обновление парка ВС
гражданской авиации. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы предусматривалось (в ценах 1992 года) выделить из бюджета 144,67 млрд
руб. На технологическую подготовку и техперевооружение производства,
расширение, реконструкция и строительства объектов производственного назначения
планировалось выделение кредитов в объеме 36,478 млрд руб (в ценах 1992 года).
Однако уже с 1993 года ежегодные бюджетные назначения сокращались относительно
программных в 2-6 раз, а с 1996 года финансирование велось в основном только по
опытно-конструкторским работам (ОКР), вошедшим в перечень приоритетных.
Фактически, по данным Минэкономики России, на реализацию программы в 1992-1999
годы из бюджета выделено менее 13 %, предоставлено кредитов 38
% от объема средств, предусмотренных программой. Это не позволило обеспечить ее
выполнение даже по основным разделам.
Поэтому, по данным Росавиакосмоса, из 32 основных программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с созданием и
модернизацией самолетов и вертолетов, работы выполнены в полном объеме по 4
программам. По 16 программам работы выполнены на 10-50
%. Не проведена запланированная сертификация 14 самолетов и 9 вертолетов. Прекращены работы по
перспективным дальнемагистральным самолетам нового поколения,
ближнемагистральному самолету Як-42М, тяжелому транспортному вертолету Ми-46.
Не завершены работы по созданию и сертификации самолетов
Ил-96М, Ту-156, Ту-334, Ил-114М, Бе-200, вертолетов Ми-38, Ми-34ВАЗ, Ка-62, Ка-126, Ка-226, Ми-8ТГ, Ми-8МТВ, Ми-17. Только на 8
% выполнены работы по модернизации среднемагистрального самолета Ту-204 и дальнемагистрального самолета
Ил-96МК.
Из 28 программ по созданию и модернизации двигателей не проводились или были
остановлены работы по 15 программам. Только по 6 программам работы доведены до
изготовления опытных образцов. Задержка работ по двигателям ТВ7-117СМ, ТВД-1500, РПД-430, ТВ-О-100 привела к невыполнению программ по 4 самолетам и 1
вертолету.
Из 19 программ научно-исследовательских и экспериментальных работ /НИЭР/ по
летательным аппаратам в полном объеме выполнено только 6 программ. Остальные -
на 20-50 %.
В основном не выполнены работы связанные с проведением экспериментов. Ни одна
из программ НИЭР по двигателям не выполнена в полном объеме. Программы, в
основном, выполнены на 10-20 %. По 5 программам работы прекращены.
Программы технологической подготовки и техперевооружения производства,
расширения, реконструкции и строительства объектов производственного назначения
предусматривали, что с 1992 года по 2000 год авиационные предприятия России
должны были произвести более 4000 самолетов и 3000 вертолетов. Только Ил-96-300
М - более 140, Ту-204, 204М – свыше 500. На экспорт предусматривалось поставить
более 2400 самолетов и вертолетов.
Фактически в 1992 – 1999 годы произведено менее 240 самолетов и 900 вертолетов.
На экспорт поставлено немногим более 50 самолетов и 400 вертолетов.
Это, в конечном счете, привело к "замораживанию" финансовых средств в
избыточных производственных мощностях, незавершенном производстве (НЗП),
материальных запасах и прочих активах. По состоянию на 01.01.2000 г. объемы
незавершенного производства конечной продукции по отрасли составили 15,8 млрд
руб, в том числе по промышленным предприятиям - 11,8 млрд руб.
Решение Правительства Российской Федерации отложить до 1 октября 2000 г.
рассмотрение Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной
техники России на 2001-2015 годы" делает невозможным включение ее
финансирования в федеральный бюджет 2001 года, что фактически приведет к
полному свертыванию перспективных работ, говорится в отчете.
Новости авиации 29.09.2000 ( Online-версия новостей: http://www.avia.ru )