Обзоры

ПРИЧИНЫ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДО 2000 ГОДА
/ПРАЙМ-ТАСС/

     Главной причиной невыполнения Федеральной целевой "Программы развития гражданской авиационной техники до 2000 года" стала ее финансовая необеспеченность. 
    Как говорится в отчете Счетной палаты РФ, предоставленном ПРАЙМ-ТАСС, программа включала 32 основные программы по созданию и доработке гражданских воздушных судов (ВС), 28 программ по созданию и модернизации авиационных двигателей, 19 программ научно-исследовательских и экспериментальных работ. 
    Предусматривались также технологическая подготовка и техперевооружение производства, расширение, реконструкция и строительства объектов производственного назначения. Программа имела своей целью создание к 2000 году нового поколения соответствующих мировому уровню ВС и обновление парка ВС гражданской авиации. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предусматривалось (в ценах 1992 года) выделить из бюджета 144,67 млрд руб. На технологическую подготовку и техперевооружение производства, расширение, реконструкция и строительства объектов производственного назначения планировалось выделение кредитов в объеме 36,478 млрд руб (в ценах 1992 года).
    Однако уже с 1993 года ежегодные бюджетные назначения сокращались относительно программных в 2-6 раз, а с 1996 года финансирование велось в основном только по опытно-конструкторским работам (ОКР), вошедшим в перечень приоритетных. Фактически, по данным Минэкономики России, на реализацию программы в 1992-1999 годы из бюджета выделено менее 13 %, предоставлено кредитов 38 % от объема средств, предусмотренных программой. Это не позволило обеспечить ее выполнение даже по основным разделам. 
    Поэтому, по данным Росавиакосмоса, из 32 основных программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с созданием и модернизацией самолетов и вертолетов, работы выполнены в полном объеме по 4 программам. По 16 программам работы выполнены на 10-50 %. Не проведена запланированная сертификация 14 самолетов и 9 вертолетов. Прекращены работы по перспективным дальнемагистральным самолетам нового поколения, ближнемагистральному самолету Як-42М, тяжелому транспортному вертолету Ми-46. 
    Не завершены работы по созданию и сертификации самолетов Ил-96М, Ту-156, Ту-334, Ил-114М, Бе-200, вертолетов Ми-38, Ми-34ВАЗ, Ка-62, Ка-126, Ка-226, Ми-8ТГ, Ми-8МТВ, Ми-17. Только на 8 % выполнены работы по модернизации среднемагистрального самолета Ту-204 и дальнемагистрального самолета Ил-96МК.
    Из 28 программ по созданию и модернизации двигателей не проводились или были остановлены работы по 15 программам. Только по 6 программам работы доведены до изготовления опытных образцов. Задержка работ по двигателям ТВ7-117СМ, ТВД-1500, РПД-430, ТВ-О-100 привела к невыполнению программ по 4 самолетам и 1 вертолету.
    Из 19 программ научно-исследовательских и экспериментальных работ /НИЭР/ по летательным аппаратам в полном объеме выполнено только 6 программ. Остальные - на 20-50 %. 
    В основном не выполнены работы связанные с проведением экспериментов. Ни одна из программ НИЭР по двигателям не выполнена в полном объеме. Программы, в основном, выполнены на 10-20 %. По 5 программам работы прекращены. 
    Программы технологической подготовки и техперевооружения производства, расширения, реконструкции и строительства объектов производственного назначения предусматривали, что с 1992 года по 2000 год авиационные предприятия России должны были произвести более 4000 самолетов и 3000 вертолетов. Только Ил-96-300 М - более 140, Ту-204, 204М – свыше 500. На экспорт предусматривалось поставить более 2400 самолетов и вертолетов. 
    Фактически в 1992 – 1999 годы произведено менее 240 самолетов и 900 вертолетов. На экспорт поставлено немногим более 50 самолетов и 400 вертолетов. 
    Это, в конечном счете, привело к "замораживанию" финансовых средств в избыточных производственных мощностях, незавершенном производстве (НЗП), материальных запасах и прочих активах. По состоянию на 01.01.2000 г. объемы незавершенного производства конечной продукции по отрасли составили 15,8 млрд руб, в том числе по промышленным предприятиям - 11,8 млрд руб.
    Решение Правительства Российской Федерации отложить до 1 октября 2000 г. рассмотрение Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2001-2015 годы" делает невозможным включение ее финансирования в федеральный бюджет 2001 года, что фактически приведет к полному свертыванию перспективных работ, говорится в отчете.

Новости авиации 29.09.2000 ( Online-версия новостей: http://www.avia.ru )