Б.А.Орлов. «Записки летчика-испытателя»
17.07.1978. МиГ-25У. Испытания навигационного комплекса на маршруте Амдерма Нарьян-Мар.
Наш новый перехватчик МиГ-31 должен был иметь весьма
совершенное по тому времени навигационное оборудование. Как и положено на испытаниях, оно часто отказывало,
поэтому на МиГ-25У установили точно такой же комплекс,
как и на МиГ-31, и стали его отрабатывать. Пришлось нам повозиться с этой системой, пыталась она завести нас, бывало,
совсем не туда, куда надо, но потом навигация заработала
более-менее нормально, и по ходу испытаний потребовалось
проверить её в высоких широтах, где, в основном, должен
был работать МиГ-31. Так что мы с Леонидом Поповым,
штурманом ЛИИ, часто нам помогавшем, полетели в Заполярье, в Амдерму.
Я впервые попал в Арктику, впервые увидел эту необыкновенную, суровую и в то же время какую-то робкую,
очень ранимую красоту Севера и сходу в него влюбился. Прошло
много лет, а все помнится, будто вчера: мокрая тундра с рассыпанными кое-где блюдцами удивительно ярких, мелких
голубых цветов, крошечные карликовые березки, пестрые
лишайники и мох на скалистых берегах малой, но бурной
речушки, незаходящее солнце и абсолютно прозрачный воздух... Тоскливо только было глядеть на результаты деятельности разумного вроде существа, человека: горы ржавых бочек,
кучи мусора, расчавканный гусеницами вездеходов тонкий
травяной покров тундры. Вообще казалось, что человек, имеется ввиду современный, и Арктика несовместимы. Уж очень
чужеродными здесь были и облезлые дома-пятиэтажки, и
проложенные над землей теплотрассы, и кривые тротуары,
да и в целом вся Амдерма.
Мы летали строго на север, на Новую Землю, и возвращались обратно, чуть отклонившись к западу. Никогда я не мог
представить себе, что бывает такой прозрачный воздух: после взлета и набора десяти километров высоты я видел конечный пункт нашего маршрута почти за 400 км! Невероятно, но
это так. Я видел, как Новая Земля скрывается за выпуклым горизонтом, воочию убедился, что Земля круглая...
Красота кругом была необычайная: синее море с кое-где поблескивающими точечками льдин, сверкающие грани причудливых
вершин Новой Земли, яркое голубое небо и простор — дух
захватывает!
Красота красотой, а работа работой. Летали мы и в чисто автономном режиме, т. е. без корректировки с наземных радиомаяков, и с радиокоррекцией, все получалось нормально.
Для контроля нашего местонахождения при возможном отказе навигационного комплекса и оказания посильной помощи «в случае
чего» вместе с нами летали два тяжелых перехватчика Ту-128,
державшиеся чуть ниже нас и сзади на расстоянии 5—6 км.
Мы успешно выполнили два полета на север; оставалось
слетать вдоль побережья строго на запад, вернуться и сесть в
Нарьян-Маре, чтобы последующие полеты на «сверхзвуке»
произвести уже оттуда. 17 июля мы взлетели с Амдерминского
аэродрома, дошли до крайней точки нашего маршрута и повернули обратно.
На этот раз нас должны были сопровождать перехватчики из той же части, но базирующиеся в Нарьян-Маре. Мы
слышали по радио их переговоры, как они взлетели, как искали нас, как пристраивались, но где-то за 100 км от Нарьян-Мара нормальный радиообмен вдруг сменился какими-то непонятными, в треске и шорохе,
неразборчивыми словами. Я попытался связаться с сопровождением — безуспешно, «земля» тоже вмешалась, но понять, что же произошло,
было невозможно. Был слышен только треск, когда кто-то из
экипажей самолетов сопровождения пытался что-нибудь
сказать. Когда мы прилетели в Нарьян-Мар, то нам посадку
не разрешили, а приказали перейти на экономичный режим
и ждать, пока не освободится ВПП. Проходя над аэродромом, мы увидели Ту-128, стоявший за концом полосы, на
грунте, и тракторы, которые тужились его оттуда стащить и
освободить нам место для посадки. Через некоторое время
они сделали свое дело, и мы нормально приземлились.
Оказывается, мои сопровождающие столкнулись в воздухе, не заметив друг друга; как это им удалось при такой видимости трудно представить, но в авиации все бывает...
Один самолет, потеряв управляемость, упал в море, другой,
с помятым крылом, пробитым фюзеляжем, одним заглохшим двигателем и почти отказавшей радиосвязью кое-как
добрался до аэродрома, сел и выкатился за обрез ВПП в песок, откуда его и тащили тракторами. Летчик и штурман
подбитого самолета катапультировались нормально и опустились в очень синее, но не очень жаркое море...
Вот теперь и начинается то, ради чего я и вспомнил этот
полет. Июль, на солнышке вроде тепло, но в тенечке и ватная
куртка не мешает; вода в Ледовитом океане в самый жаркий
месяц делает человека свежезамороженным за десять минут;
летчики — без специального снаряжения, позволяющего хоть
какое-то время продержаться в этих условиях; поисково-спасательная служба — в Нарьян-Маре...
Не буду заниматься домыслами и обвинять кого-то: возможно, эта служба существует, находится в готовности, и в том случае, о котором я пишу,
произошел только сбой в нормально отлаженной системе, но вот факты.
Столкновение произошло около полудня; зам. командира
полка, получив сообщение о происшествии, сразу взлетел и
нашел своих летчиков в 60 км от берега, каждого на своей персональной льдине, подающих бедственные сигналы через аварийные радиостанции.
Своего спасательного вертолета у ПВО в Нарьян-Маре тогда не было, для этих целей использовали
вертолет Аэрофлота, который в этот день улетел куда-то по
своим коммерческим делам. Пока его нашли и вернули, заправили топливом, посадили врача и спасательную команду, прошло более пяти часов... Когда вертолет нашел летчиков и стал
снимать их со льда, то только один смог сам подняться в вертолет по веревочной лестнице, другого пришлось пристегивать к лебедке, парень полностью обессилел.
Около семи часов вечера вертолет приземлился в Нарьян-Маре.
Не знаю, правда ли это, но местные авиаторы говорили, что
еще не было случая, когда удавалось спасти летчиков, катапультировавшихся над Ледовитым океаном. На этот раз ребятам повезло, а что ожидает в будущем других бедолаг?
Хорошо, если прыгнут они недалеко от берега, да аэродром окажется близко...
Вертолет замечательная штука, но летает он не очень быстро и радиус действия маловат по сравнению с самолетом,
да и с воды поднять потерпевшего непросто: поток от винта
может перевернуть лодку или плотик, может и утопить человека. Такое, увы, бывало. Нужен самолет-амфибия, способный
садиться куда угодно, обладающий большой дальностью полета и хорошей скоростью. Старые полярники с тоской
вспоминают «Каталину», американскую амфибию военных и
послевоенных лет, её надежность, неприхотливость, колоссальную продолжительность и дальность полета. Но даже самый хороший самолет может при посадке или на взлете
столкнуться со льдиной, а также не сможет приводниться в
большую волну, поэтому для спасательных работ на море
требуется аппарат с большой скоростью и дальностью полета, но способный садиться на воду и взлетать «по-вертолетному».
В США близка к серийному выпуску оригинальная машина «Оспри», взлетающая и садящаяся вертикально, в крейсерском же полете использующая подъемную силу крыла, как
обычный самолет. Я знаю, что и у нас имеются интересные
разработки по созданию некоего гибрида самолета и вертолета, но пока все это находится на уровне лабораторных исследований.
А пока что трудно спасти людей, терпящих бедствие на море,
примеров этому сколько угодно. Вот об одном случае, к счастью, окончившемся благополучно, я и имел возможность рассказать.
<< 27 октября 1977 | 14-16 сентября 1978 >> |