Содержание

«История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг»

Глава 4. Беспилотные аппараты ОКБ С.А.Лавочкина

Крылатая ракета «Буря»

    "Буря" (заводской индекс "350") - двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета (рис. 87, 88). Первая ступень крылатой ракеты состояла из двух симметрично подвешенных стартовых ускорителей, которые оснащались четырехкамерными ЖРД С.2. 1150 конструкции А.М. Исаева со стартовой тягой 68 400 кгс каждый. Вторая (маршевая) ступень - крылатая ракета, выполненная по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным тонким треугольным крылом малого удлинения стреловидностью 70* по передней кромке. Крестообразное оперение было размещено в хвостовой части. Корпус имел цилиндрическую форму, немного суженную спереди и сзади. Двигатель-сверхзвуковой ПВРД (СПВРД) конструкции ОКБ-670 М.М. Бондарюка - РД-012 (РД-012У). Этот двигатель работал на высотах 16 500...25 000 м при скоростях полета, соответствующих М = 3,1. Подача топлива в двигатель осуществлялась с помощью турбонасосного агрегата. По всей длине внутри корпуса маршевой ступени проходил канал воздухозаборника СПВРД. Полость между стенками канала и наружной обшивкой фюзеляжа служила емкостью для топлива (за исключением центральной части, где располагался приборный отсек). Передняя часть корпуса маршевой ступени представляла собой сверхзвуковой диффузор, центральное тело которого служило контейнером для боевой части.
"Буря" на стапеле
Рис. 87. Крылатая ракета "Буря"

    Поскольку полет маршевой ступени совершался в течение продолжительного времени на высокой сверхзвуковой скорости, в конструкции МКР "Буря" широко использовались титан и коррозионно-стойкая сталь. Для обеспечения нормальных условий работы аппаратуры и агрегатов приборный отсек был снабжен специальной системой кондиционирования, а рулевые приводы имели водяную систему охлаждения. Кроме того, ракета была оборудована азотной системой, предназначенной, с одной стороны, для охлаждения приборного отсека, с другой - для наддува водяных и топливных баков.
    Старт "Бури" производился вертикально с лафета-установщика. На разгонном участке траектории полет проходил по заданной программе, затем ракета постепенно переходила в горизонтальный полет на маршевой высоте и с маршевой скоростью. Управление "Бурей" на начальной стадии разгона обеспечивалось газовыми рулями. В дальнейшем газовые рули сбрасывались, а управление переключалось на воздушные рули. После достижения М = 3,5 и высоты полета 18 000 м происходила отцепка ускорителей от маршевой ступени, двигатель второй ступени к этому моменту уже был запущен. Полет второй ступени проходил с постоянной скоростью, соответствующей М = 3,1...3,2, и с постоянным аэродинамическим качеством. Управление осуществлялось автономно от бортовой астронавигационной системы. По мере выработки горючего высота полета росла и достигала около 25 км в районе цели. При приближении к конечной точке маршрута ракета с помощью автопилота переводилась в пикирование. На этом режиме осуществлялось отделение контейнера с боезарядом и соединенной с ним носовой части маршевой ступени (выполнявшей роль стабилизатора).
Рис. 88. Схема крылатой ракеты "Буря"
Рис. 88. Схема крылатой ракеты "Буря"

    Разработка ракеты "Буря" началась в 1954 г. в рамках программы по созданию межконтинентальных ракет. По этой же программе создавались баллистическая ракета Р-7 С.П. Королева и крылатая "Буран" В. М. Мясищева.
    Эскизное проектирование "Бури" было завершено в 1955 г. В ходе летных испытаний с 1 сентября 1957 г. по декабрь 1960 г. были произведены 18 пусков: 14 - по короткой трассе (2000 км) и 4 - по длинной (7000 км). Максимальная дальность полета составила 6500 км.
    Осенью 1959 г. успешно завершились государственные испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 С.П. Королева. В феврале 1960 г. работы по боевому варианту ракеты "Буря" были прекращены. Дальнейшие работы по изделию "350" велись в вариантах беспилотного фоторазведчика (до октября 1960 г.) и мишени для системы ПВО "Даль" (до конца 1961 г.).

Рейтинг@Mail.ru Топ-100