Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Три поколения летчиков-испытателей

Героика авиации не кончилась...

Котельников М.М.   В 1930 г. в Кречевицах, под Новгородом, родился мальчик, которого нарекли в честь отца — Мишей. Жизнь у него с первых же дней была гарнизонной, и судьба его, видимо, была предопределена. Отец Миши — Михаил Васильевич Котельников — военный летчик, впоследствии летчик-испытатель, первый начальник Школы летчиков-испытателей. Весь уклад жизни маленького Миши формировался по образу и подобию отца. Нет, отец предметно его не воспитывал, просто мальчик жил в атмосфере авиации.
   С первого по восьмой класс Миша поменял массу школ. С началом войны был эвакуирован в Куйбышев. Воронежский завод, выпускающий Ил-2, эвакуировался в Казань [1], но самолеты они получали в Куйбышеве, поэтому отец либо представители из его дивизии частенько прилетали в этот город за самолетами.
   В 1943—1944 гг. тринадцатилетний Миша, как все мальчишки, играющий в войну, представьте себе, побывал на фронте. Отец | улетал на передовую, а сынишка оставался его ждать в 571-м ' авиационном полку, который стал для него родным. На аэродроме он околачивался с утра до вечера, а три раза негласно слетал стрелком.
   После войны 8—10-й классы Миша учился в спецшколе ВВС. Однако отец не желал сыну судьбы летчика. Объяснял он это просто, говорил, что героика авиации закончилась и надо получать высшее образование. Поэтому сын поначалу не ослушался отца и сдал документы в Институт геодезии, картографии и аэрофотосъемки. А все ребята подались в училище. А еще был у родителей Друг семьи — летчик-испытатель Владимир Яковлевич Пешков, который наставлял юношу: «Надо идти только в летчики». Миша забирает документы из института и подается в военкомат. Итак, в 1948 г. Михаил Михайлович Котельников становится курсантом Борисоглебского училища, которое без каких-либо сложностей закончил в 1951 г., и был оставлен инструктором. В 1954 г. переходит в Монинскую академию учебно-смешанной дивизии, где также работает инструктором. С 1955 по 1957 г. является слушателем 3-го набора Школы летчиков-испытателей. После окончания этого заведения Михаил Котельников был распределен в ЛИИ, где его ждала интереснейшая работа, связанная с разнотипной техникой, научными исследованиями в различных направлениях. В 1965 г. ему был присвоен 1-й класс летчика-испытателя. Летал Михаил Михайлович на самолетах генеральных конструкторов Микояна, Сухого, Яковлева, Туполева. Общий налет составляет более 4300 часов.
   Наиболее значимыми роботами были исследования аэродинамических нагрузок, действующих на подвесные баки самолета Су-9 при полетах на максимальных числах М, летные испытания по определению характеристик силовой установки но самолетах Су-7, Т-43, исследование опытных жидкостных реактивных двигателей на летающей лаборатории Ил-28, определение боковой устойчивости на самолетах СМ-50, -51, -12 при полете на предельных числах М. Были проведены заводские испытания опытного самолета СМ-12ПУ с ЖРД, летные испытания Як-27, Е-6, оборудованного экспериментальными лыжными шасси, исследования опытных и модифицированных турбореактивных и жидкостных реактивных двигателей на летающей лаборатории Ту-16 и многие, многие другие испытания. Михаилом Котельниковым освоены 90 типов и модификаций различных самолетов и вертолетов.
   В 1960 г. Юрий Николаевич Гринев, заместитель начальника ЛИИ - начальник летной части (1952-1972), вызвал к себе нескольких летчиков, в том числе В.М.Пронякина, О.В.Гудкова, М.М.Котельникова, с тем чтобы направить на работу в ШЛИ инструкторами. Олег Гудков отказался идти в Школу наотрез. Михаил Михайлович Котельников такое согласие дал. Он «влился» в работу инструктора. Кроме того, интерес поддерживался и участием в летных испытаниях по тематике ЛИИ, выезжал он и но серийные заводы в Иркутск (испытывались самолеты Як-28), Новосибирск (Т-43), Тбилиси (E-6У). Михаил Михайлович Котельников участвовал в 11 выпусках слушателей ШЛИ.
   В августе 1975 г. ему было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Награжден Михаил Михайлович орденом Октябрьской Революции.
   На вопрос о каких-либо неординарных случаях Михаил Михайлович отвечает крайне уклончиво. Он считает, что сами летные испытания неординарны. А ситуации возникают, казалось бы, в самых простых случаях. Так было при перегоне самолета МиГ-15 из Тбилиси. Перегоняли с Валерием Токаевым (штурманом) спарку, вдруг происходит отказ самолетных агрегатов, отказывает вся связь, навигационно-пилотажное оборудование, гидросистема, сориентироваться нельзя, пробиваются в сторону моря, выходят под облака и уже визуально по берегу моря определяют аэродром Гудауты. Пришли туда, сели.
   В 1977 г. Михаила Михайловича Котельникова списали с летной работы по состоянию здоровья. Переход в нелетное качество психологически перенес тяжело. Было ему тогда 49 лет. И поступил он на работу в методический отдел ШЛИ. Методика включала в себя подготовку слушателя к полету, индивидуальную проработку задания, послеполетный разбор, расшифровку самописцев и т.д. Инженеры-методисты, как правило, были бывшие летчики-инструкторы, что позволяло им во время полетов слушателей быть представителями от ШЛИ на КДП и консультировать руководителей полетов по каждому конкретному заданию слушателей. Весь накопленный опыт и летный багаж были большим подспорьем в работе.
   Михаил Михайлович ушел на заслуженный отдых в 1990 г. Судьба подарила ему добрых, любящих родителей, и этот дух добра Михаил перенес на отношения с окружающими. Думается, никто не видел Михаила Михайловича хмурым, угрюмым — это не его качества, в крайних случаях — сосредоточенным, а чаще — улыбающимся, распахнутым, щедрым, он готов поделиться с друзьями последним. Он постоянно принимает в ком-то участие, за кого-то хлопочет, кому-то предоставляет ночлег, кого-то приглашает на дачу, продолжается так и по сей день...

  1. Авиазавод №18 из г.Воронежа эвакуировался в Г.Куйбышев. (А.А.Симонов)
< < Начало из начал Продолжение следует > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100