«ШЛИ со временем»
1947-1997
Выпускник первого набора
Крылатое семейство от И-1 до Е-7
Далекие 50-е были десятилетием стремительного «рывка» в развитии советской авиации. Руководство страны не жалело денег для гигантского ВПК, и комплекс работал с большой отдачей денно и нощно. В те годы на вооружение поступили бомбардировщики Ту-16 и Ту-95; истребители Су-7 и Су-9, МиГ-19 и МиГ-21; вертолеты Ми-4, Ми-6, Ка-15, Ка-18 и многие другие крылатые машины. Гражданская авиация получила Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-114 и др. А сколько было создано экспериментальных летательных аппаратов, с помощью которых ученые и авиаконструкторы добыли исключительно ценные сведения!
После преодоления «звукового барьера» авиаконструкторы продолжили борьбу за увеличение скорости и высоты поле- . та боевых машин. Наращивание скорости полета реактивных самолетов потребовало принципиально новых подходов и решений в области аэродинамики, прочности и управляемости ЛА. Очень много вопросов встало перед двигателистами, разработчиками агрегатов и авиаприборов. Поэтому ведущие авиационные КБ создавали чисто экспериментальные самолеты.
Одной из таких машин был разработанный в ОКБ А.Микояна истребитель-перехватчик И-1 со стреловидностью крыла в 60 градусов, потолком попета в 18 км и максимальной скоростью почти 2000 км/ч. Ведущим летчиком-испытателем на И-1 назначили Федора Бурцева.
Почему Артем Микоян остановил свой выбор на Бурцеве? Видимо, он поверил в высокий профессионализм летчика после проведения испытаний самолетов-снарядов. Перед первым полетом И-1 была встреча один на один генерального конструктора и испытателя. Вопрос, кому первым поднимать И-1, видимо, был уже решен, но Артему Ивановичу хотелось поближе познакомиться с летчиком, «прощупать» его. Никаких корректив в план испытаний встреча не внесла: через несколько дней экспериментальный истребитель впервые поднялся в небо.
Много крови и нервов попортила своим «отцам-создателям» и особенно летчику-испытателю новая машина: замучила неустойчивая работа (помпаж) двигателя ВК-7 на некоторых режимах полета. Хорошо, что летчик-испытатель познакомился с норовом двигателя при полетах на летающей лаборатории Ту-104, когда внезапно тяжелую машину начинало трясти, как в лихорадке, из-за подвешенного под фюзеляжем двигателя ВК-7.
Профессионализм не подвел Федора Бурцева: ему не пришлось катапультироваться из кабины И-1. Летные испытания экспериментального самолета он провел в полном объеме. В конце концов ТРД ВК-7 решили не доводить до ума: на подходе были другие турбореактивные двигатели.
Истребитель И-1 поставили на прикол, но конструкторы все же получили много ценнейшей информации, позволившей создать сверхзвуковой маневренный истребитель нового поколения. Перед тем как приступить к его разработке, в Микояновском КБ были созданы еще два опытных истребителя: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с тонким треугольным крылом. После проведения летных испытаний преимущество было отдано самолету Е-4, и на его базе построены самолет Е-5 (МиГ-21 с ТРД Р11-300), Е-6 (МиГ-21Ф с ТРД Р11Ф-300) и Е-7 (МиГ-21ПФ с ТРД P11Ф2-300). В испытаниях от Е-2 до Е-7 принимал участие командир отряда ЛИЦ ЛИИ Федор Бурцев.
В 1958 г. в истребительные полки советских ВВС начал поступать один из лучших реактивных истребителей мира — МиГ-21, который находится на вооружении ряда стран до сих пор. Но для принятия истребителя на вооружение надо было вначале поставить «диагноз», а затем вылечить многие «болезни» у МиГ-21: повышенную чувствительность самолета к малым отклонениям ручки управления, отказы системы управления при полетах с большой скоростью и др. Основной курс «лечения» самолет прошел всего за два года — с 1956 по 1958 гг.
< < Изделие «КС» | Снова в Школе > > |