Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Испытатель, наставник, рекордсмен

Александр Васильевич ФЕДОТОВ

    В конце 50-х гг. теоретическая и практические программы подготовки в Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) были рассчитаны на два гола. Для наиболее способных слушателей пятого набора ШЛИ было сделано исключение: они учились один год и уже в 1958 г. приступили к испытательной работе. Среди отличников были А.В.Федотов, П.М.Остапенко, Е.С.Соловьев, О.В.Гудков, Ю.В.Курлин, Ю.А.Шевяков и лр. Почти все они впоследствии стали заслуженными летчиками-испытателями СССР и Героями Советского Союза. Самым известным и выдающимся слушателем пятого набора ШЛИ по праву считается Александр Васильевич Федотов (1932-1984).

    4 апреля 1984 г. стояла хорошая весенняя погода с солнцем и ясным небом. Был обычный рабочий день. Аэродром ЛИИ гудел и ревел от шума работающих двигателей самолетов и вертолетов. Попеременно взлетали и садились различные самолеты. После обеда по ЛИИ и летно-испытательным и доводочным базам авиационных КБ быстро разнеслась страшная весть: при заходе на посадку разбились на истребителе-перехватчике МиГ-31 летчик-испытатель Александр Васильевич Федотов и штурман-испытатель Валерий Сергеевич Зайцев. В последнем злополучном полете проверялась работа топливной системы перспективного истребителя-перехватчика. Уже через несколько минут после взлета Александр Федотов принял решение экстренно садиться, так как внезапно сработала сигнализация аварийного остатка топлива. При резком развороте во время захода на посадку истребитель вошел в крутое пикирование, выйти из которого не было возможности из-за слишком малого запаса высоты. Федотов и Зайцев катапультировались, но у МиГ-31 была очень большая вертикальная скорость при падении, и парашюты летчика и штурмана не раскрылись. Так в полете трагически оборвалась жизнь выдающегося отечественного летчика-испытателя, именем которого 17 сентября 1984 г. была названа Школа летчиков-испытателей МАП СССР.
    Александр Васильевич Федотов поступил на самолетное отделение ШЛИ в конце декабря 1957 г., приехав по вызову в Жуковский из Армавирского военного авиационного училища летчиков (АВАУЛ), в котором был оставлен после окончания в 1952 г. служить летчиком-инструктором. Через несколько лет службы Александр Федотов стал одним из лучших летчиков-инструкторов, с которым никак не хотело расставаться руководство АВАУЛ. Во многом благодаря настойчивости и целеустремленности Федотова и порядочности одного из руководителей училища полковника А.А.Матвеева Александру Васильевичу удалось «вырваться» в ШЛИ. При этом Федотову пришлось демобилизоваться из армии в звании капитана и на некоторое время [1] стать гражданским лицом.
    5 сентября 1958 г. А.В.Федотов успешно закончил ШЛИ и по предложению будущего заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, шеф-пилота ОКБ им. А.И.Микояна Григория Александровича Седова был приглашен вместе с П.М.Остапенко и И.Н.Кравцовым работать летчиком-испытателем в прославленной авиационной фирме.
    Работу в ОКБ А.И.Микояна Александр Федотов начал с испытаний модернизированных вариантов серийно выпускавшихся истребителей МиГ-15 и МиГ-17. По настоянию Г.А.Седова он почти сразу же поступил в Московский авиационный институт, который окончил без отрыва от производства в 1965 г. За четверть века работы в ОКБ, названного впоследствии именами его отцов-создателей - А.И.Микояна и М.И.Гуревича, — Федотов освоил более 80 типов самолетов. Провел испытания истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27 и др., а также их различных модификаций. Александр Федотов первым поднял в воздух истребители МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31. Каждый из этих самолетов стал новой и значительной ступенькой в развитии отечественной военной авиации. Трижды А.Федотов относительно благополучно катапультировался из аварийных машин: первый раз в апреле 1973 г. из МиГ-23, второй — из разваливающегося МиГ-29 в октябре 1980 г. и третий - в июле 1983 г. вместе с Романом Таскаевым из МиГ-23УБ.
    Во время второго катапультирования Федотов серьезно повредил позвоночник и два месяца провел в неподвижном состоянии. Для ежедневного выполнения восстановительных упражнений Александр Васильевич построил в своей квартире небольшой тренировочный «комплекс». В результате длительного лечения и упорных тренировок Александр Васильевич вернулся к испытательной работе без ограничений. На различных модификациях самолетов МиГ-21 и МиГ-25 (Е-166, Е-266 и Е-266М/1) А.В.Федотов установил 18 мировых рекордов, из них 3 — абсолютных. За достижения в области самолетного спорта А.Федотову в середине 70-х гг. было присвоено звание «Мастер спорта международного класса», а затем «Заслуженный тренер СССР». Александр Федотов был награжден тремя международными медалями Анри де Лаво и Большой золотой медалью Международной авиационной федерации.
    С 1962 г. и до своей трагической гибели Александр Федотов возглавлял коллектив летчиков-испытателей ОКБ им. А.И.Микояна. Александр Васильевич не жалел сил и времени, помогая молодым летчикам-испытателям «микояновской» фирмы. Можно с уверенностью говорить о существовании «федотовской школы» летчиков-испытателей.
    Александр Васильевич подготовил рекордсменку мира по самолетному спорту С.Е.Савицкую для установления рекордов скорости и высоты среди женщин на истребителе МиГ-25ПУ, а также курировал и консультировал подготовку к рекордам команду советских летчиц, в которую входили Л.Я.Зайцева, Е.Н.Мартова, Н.А.Проханова и др.
    ...Многим коллегам А.В.Федотова по испытательной работе порой казалось, что судьба берегла жизнь выдающегося профессионала, чтобы он щедро дарил свой колоссальный опыт молодым летчикам-испытателям. Но, к сожалению, прогресс в авиации оплачен и жизнью заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова, прожившего неполные 52 года. Именем А.В.Федотова, помимо Школы летчиков-испытателей, названы улицы в Жуковском и Волгограде. В городе-герое на Волге Александр Васильевич Федотов провел свои детские годы, а в научном центре авиационно-космической промышленности страны он реализовался как яркий и незаурядный человек.

  1. с 1957 по 1981 год ! (прим. - А.А.Симонова)

Юрий Пономарев

< < Г.А.Тиняков П.М.Остапенко > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100