Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Увлеченный авиацией

Олег Григорьевич КОНОНЕНКО

    8 сентября 1980 г., выполняя задание Родины, погиб заслуженный летчик-испытатель СССР Олег Григорьевич Кононенко. Трагический случай оборвал жизнь талантливого летчика высшей квалификации. Заслуженный летчик-испытатель, летчик-инструктор, летающий на всех типах современных самолетов в простых и сложных метеоусловиях, не раз побывавший на грани смерти...

    Его ценили за недюжинную пытливость, аналитический ум, за редкую способность докопаться до причин непредвиденных отклонений, отрицательно влияющих на поведение опытной машины. Никто лучше не мог обосновать психологически неизбежные действия человека за штурвалом в самых запутанных происшествиях.
    Его жизнь — яркий пример беззаветной увлеченности авиацией, которой он посвятил свои лучшие мечты, отдал талант, знания, энергию, энтузиазм,
    Олег Григорьевич родился 16 августа 1938 г. в г. Самарское Ростовской области. Занимаясь в школьные годы авиамоделизмом, Олег начинает постигать науку о полете. Сентябрь 1952 г. — июнь 1956 г. — студент Ростовского-на-Дону авиационного техникума. Целеустремленность приводит к первому успеху: Олег становится чемпионом СССР по авиамодельному спорту (диплом чемпиона СССР от 28 июля 1961 г.), Владимирская область, г. Вязники, авиационный летный центр ДОСААФ — здесь Олег Григорьевич проявляет замечательные летные качества и удостаивается звания «Мастер спорта СССР». При аэроклубе ДОСААФ работал кружок авиамоделестроения. Много способных авиамоделистов, ставших впоследствии механиками и пилотами воздушных кораблей, воспитано им. От маленькой модели до настоящего самолета — таков путь и летчика-инструктора Олега Кононенко. Молодой пилот не оставляет полюбившегося вида спорта, передает знания и опыт начинающим моделистам.
    С сентября 1956 г. О.Г.Кононенко — курсант летно-технической школы ДОСААФ (г. Вязники). В аэроклубе он летает на планерах, самолетах, вертолетах, прыгает с парашютом, по окончании успешно работает летчиком-инструктором.
    13 декабря 1959 г. - 28 апреля 1962 г. Олег Григорьевич летчик-инструктор Ростовского-на-Дону аэроклуба ДОСААФ. А где-то в опытных КБ кипело настоящее депо, которое манило, работа в училище казалась рутиной, задворками авиации. Молодость, свобода, любовь к небу привели О.Г.Кононенко в гражданскую авиацию. 21 сентября 1962 г, — 10 апреля 1965 г. — пилот, командир звена в Тернопольском аэропорту 91 а/о ГБФ.
    Стремление к освоению новой авиационной техники привело Олега Григорьевича в 1965 г. в Школу летчиков-испытателей. 12 апреля 1965 г. - 20 марта 1966 г. - слушатель Школы летчиков-испытателей (3-й выпуск вертолетного отделения). Это ему летчик-инструктор Юрий Александрович Гарнаев дает самую высокую летную оценку.
    С 1966 г. О.Г.Кононенко работает летчикам-испытателем. 12 марта 1966 г. - 20 апреля 1967 г. - летчик-испытатель 4-го класса ЛИИ. Осваивая полеты на разных типах вертолетов и самолетов, Олег Григорьевич с 20 сентября 1967 г. по 3 декабря 1970 г.- летчик-испытатель 3-го класса, с 3 декабря 1970г. по 31 января 1975 г. - летчик-испытатель 2-го класса. Он становится в ряд с ведущими летчиками-испытателями.
    О.Г.Кононенко внес неоценимый вклад а испытание и доводку отечественных вертолетов и самолетов, в разработку проблем, имеющих большое значение для создания новых образцов авиационной техники. С 31 января 1975 г. по 15 августа 1980 г. — Олег Григорьевич лётчик-испытатель 1-го класса. Он удивлял настойчивостью, с которой добивался безукоризненного выполнения указанных в задании полетных режимов. Новая машина иногда требовала самых неожиданных самостоятельных решений, и он их находил.
    Параллельно работе — учеба в МАИ, дипломный проект Олег Григорьевич защитил на «отлично».
    Исключительное летное дарование, глубокие инженерные знания и высокое профессиональное мастерство позволяли Олегу Григорьевичу всегда с честью выходить из самых сложных полетных ситуаций. Он был мастером с большой буквы. Когда имеешь дело с новыми необъезженными машинами, когда под руками 500 разных приборов, рычажков, кнопок и прочих органов управления, когда в машине два десятка радиоустройств и «вагон» автоматической начинки, не каждый летный день бывает праздничным. Образцовое и творческое выполнение сложных и ответственных заданий, умение держаться приветливо без тени панибратства со всеми, начиная от механиков, готовивших машину к вылету, и кончая ведущим инженером, полная отдача, с которой он работал сам и требовал от других, вызывали чувство глубокой симпатии и уважения к Олегу Кононенко.
    Исключительная скромность, мягкость во взаимоотношениях с людьми, отзывчивость, честность и бескомпромиссность снискали ему глубокое уважение в коллективе.
    Самоотверженный труд Олега Григорьевича был высоко оценен родиной. За успешную и плодотворную работу, за большие достижения в испытаниях и доводке авиационной техники он был награжден орденом Ленина. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Олег Кононенко погиб 8 сентября 1980 г. на самолете Як-38 в Южно-Китайском море. Посмертно награжден вторым орденом Ленина.
    Он ушел из авиации в расцвете сил и технических возможностей. Если из жизни уходит хороший человек, на его место должен заступить другой. Может быть, это и есть бессмертие, то самое, что во веки веков обещано всем героям, всем настоящим людям земли и неба.

Вячеслав Плосконосов

< < П.Г.Левушкин Г.В.Расторгуева > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100