Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»
8. Особенности и основные отличия предсерийного варианта от опытного самолета
Проектирование предсерийного и серийного самолетов проводилось с учетом накопленного опыта проектирования и эксплуатации. И хотя было сделано все возможное для максимальной унификации конструкции первой опытной и серийной машин, по большинству параметров и характеристик самолеты отличаются принципиально.
- Для снижения веса проведены мероприятия по облегчению конструкции, оборудования и систем. Сокращены протяженность и количество трасс.
- Для первого и второго серийных самолетов комплектация бортовой аппаратуры была сохранена, но одновременно с их проектированием проводились работы по замене устаревшего оборудования на более современное с согласованием дополнительных технических заданий.
- Проведены мероприятия по обеспечению заданного ТТТ ресурса конструкции, эксплуатационной и ремонтной технологичности и повышенной надежности систем и оборудования.
- Доработана конструкция воздухозаборников, мотогондол, систем СУ для обеспечения возможности установки в серийном производстве двух типов двигателей НК-144 и РД-36-51.
- В носовой части фюзеляжа была сделана цилиндрическая вставка длиной 2610 мм и в хвостовой части — 870 мм. Диаметр фюзеляжа увеличен до 3300 мм. Сечение фюзеляжа было доведено в основе до круга и выполнено замкнутым на участке до 69-го шпангоута. Конструкция пакета теплоизоляции сохранена без изменения (за исключением отдельных зон пассажирской кабины). Отклоняемая носовая часть модифицирована для улучшения формы и обзора. Изменены точки ее подвески для создания более жесткой конструкции. В хвостовой части фюзеляжа установлен увеличенный топливный бак на 6 т топлива, обеспечивающий балансировку самолета на маршевом режиме.
- Изменена внутренняя компоновка самолета. Увеличено количество пассажирских мест, более рационально размещены бытовые и вспомогательные помещения. Для предсерийного самолета принят смешанный вариант на 150 пассажиров (16 — первого класса и 134 — туристского). В передней части пассажирской кабины находится салон первого класса и передний салон туристского класса (на 30 пассажиров). В заднем туристском салоне размещаются 104 пассажира. Общий объем багажных помещений — 25 м3. Передние багажные отсеки расположены под полом пассажирской кабины. Задний фюзеляжный багажный отсек, по сравнению с опытной машиной, уменьшен.
- В целях сокращения времени обслуживания и сокращения объема и веса буфетно-кухонного оборудования на самолете внедрен новый принцип питания пассажиров с использованием расфасованных пакетов и посуды разового пользования.
- На всех предсерийных самолетах обеспечено аварийное покидание самолета экипажем при испытаниях до Vинд. — 600 км/ч и Н=2,5 км при угле снижения до 8-10°.
- Крыло самолета увеличено по площади и изменено в плане за счет оттяжки носовых и хвостовых частей и сохранения абсолютной толщины. На основе проведенных исследований принята деформация и крутка крыла. Принципы стыковки кессона крыла с центральной частью фюзеляжа не меняются.
- В передней части фюзеляжа установлена специальная взлетно-посадочная механизация, выполненная в виде многощелевого крыла. При реализации взлетно-посадочной механизации элевоны отклоняются вниз на угол 10°.
- Для обеспечения необходимых характеристик путевой устойчивости увеличено удлинение и статический момент вертикального оперения.
- Переднее шасси — двухколесное, убирается в фюзеляж. Основное шасси — с двухосной тележкой по четыре шины на каждой оси, убирается вперед, с поворотом тележки, в нишу между каналами воздухозаборника.
- Для размещения оборудования на самолете предусмотрены три технических отсека: передний — за кабиной экипажа, хвостовой — в районе 96-го шпангоута и центральный — в районе 69-го шпангоута.
- На самолете установлена модифицированная система кондиционирования.
- При установке агрегатов систем и оборудования обеспечивается свобода для расширения конструкции и элементов крепления при нагреве без создания дополнительных напряжений. Все элементы крепления выполнены с теплоизоляцией для обеспечения минимальных теплопритоков в гермокабину.
- Разработана система струйной защиты воздухозаборника, а также другие мероприятия защиты двигателя от попадания посторонних предметов.
<< Таблицы основных геометрических данных опытного самолета Ту-144 | Основные геометрические данные (серийный самолет) >> |