Содержание

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

От авторов

    Каждая страна должна иметь научно-технические приоритеты, отражающие национальные интересы и реальные возможности промышленности. В нашей стране большинство приоритетов жестко определяются таким неизменяемым фактором, как география. Пространства России требуют мощного развития всех видов транспорта и особенно авиационного транспорта.
    Мы пришли в авиацию во время Великой Отечественной войны или через несколько лет после ее окончания. Мы были свидетелями расцвета отечественной авиации и помним самоотверженность и самопожертвование людей на серийных заводах, в научных институтах и конструкторских бюро. Помним героизм летных экипажей. Помним, как трудно внедрялись реактивные и сверхзвуковые самолеты. Помним, как авиация в нашей стране превращалась из "чуда" в простой и доступный вид транспорта. При всех недостатках централизованная государственная система через отраслевые министерства обеспечивала финансирование и контроль практически за всеми сторонами деятельности авиационной отрасли.
    В рамках этой системы за многие годы сложились конструкторские школы, естественно разделившиеся по типам самолетов. Среди них, безусловно, лучшей была старейшая конструкторская школа, созданная Андреем Николаевичем Туполевым, которая трудом нескольких поколений завоевала право на создание широкой гаммы самолетов - от среднемагистральных (Ту-104, Ту-134, Ту-154, Ту-204) до стратегических (Ту-95, Ту-160). Туполевская школа проектирования и внедрения самолетов опиралась на процесс непрерывного получения и постоянного накопления знаний. Военные проекты становились базой для пассажирских самолетов. Оптимальные конструктивные решения принимались одновременно на всех этапах. Конструкторские бригады работали над многими темами, что создавало возможность обеспечить нужное соотношение между хорошо проверенным "старым" и необходимым для движения вперед "новым". Огромные возможности опытного производства позволяли конструктору быстро проверять новые решения и внедрять на самолеты только хорошо отработанные системы.
    После исчезновения СССР с политической карты, вопреки многочисленным прогнозам и ожиданиям, глобальная ситуация отнюдь не стала проще. Напротив, обнажились и приобрели остроту малозаметные прежде проблемы. В современных условиях наша страна как никогда нуждается в новых эффективных гражданских и военных самолетах. В связи с этим стоит первоочередная задача сохранения и передачи накопленного практического опыта в условиях разрыва между поколениями авиационных конструкторов. На пустом месте и только с теоретическими знаниями создать эффективный сверхзвуковой самолет невозможно.
    Именно поэтому авторы этой книги, которые были связаны со сверхзвуковыми самолетами в течение многих лет жизни, посчитали своим долгом честно рассказать о самых ярких радостных и тяжелых страницах на сложном пути развития российской тяжелой сверхзвуковой авиации. Нам кажется, что это даст возможность читателю пройти с нами увлекательной дорогой конструкторов, создающих сложнейшую технику. При этом мы прекрасно понимаем, что в рамках книги мы можем описать только основные события.
    Книга написана по рабочим материалам авторов с использованием уникальных фотографий и воспоминаний, которые нам передали наши товарищи и коллеги из ОКБ имени А.Н. Туполева, ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского, ЛИИ имени М.М.Громова, ГосНИИГА и ряда других организаций. Мы бесконечно благодарны за эту помощь и поддержку.
    Верим в возрождение отечественной авиации и убеждены, что книга найдет своего читателя. Хочется также думать, что книга окажется полезной тем, кто в будущем будет заниматься проблемами новых поколений сверхзвуковых самолетов.

Рейтинг@Mail.ru Топ-100