Библиотека

Egyptian Air Force

 

Оправившись от катастрофы 1967 года и продемонстрировав силу в 1973, страна ищет поставщиков новых вооружений, чтобы на равных противостоять Израилю

Роберт Хотц (Robert Hotz)

Каир. Египетские ВВС оправились от унизительного разгрома 1967 года, когда большая часть техники была уничтожена на земле, и выстояли в войне с военно-воздушными силами Израиля в 1973. Сегодня, в поисках путей расширения и модернизации своих возможностей, ВВС Египта осуществляют переход от советской военной техники к западной.
    С помощью различных поставщиков вооружений египетское министерство обороны планирует увеличить состав военно-воздушных сил страны и сделать их более современными, чтобы на равных противостоять любой новой технике, поступающей на вооружение ВВС Израиля.

 

    На заводе в городе Мерса-Матрух (Mersa Matruh), где собираются ударные самолеты МиГ-23, вводится в строй последнее оборудование советского производства.
    Во Франции и Англии, где египетские пилоты и наземный персонал переучиваются на самолеты Дассо-Бреге «Мираж» и вертолеты Westland, вводится в строй первое оборудование западного производства.
    «От эры советских электронных ламп мы переходим к западной технологии интегрированных схем», - говорит один из высокопоставленных генералов Египетских ВВС, - «и мы никогда больше не будем полагаться только на одного поставщика».
    Сегодня ВВС Египта имеют в своем составе дневные истребители МиГ-21М и всепогодные истребители МиГ-21МФ, истребители-бомбардировщики Су-7 и МиГ-17, а также эскадрилью устаревающих бомбардировщиков Ту-16, вооруженных ракетами Kelt класса «воздух-земля». Основу ударных сил вертолетного парка составляют двухдвигательные Ми-8, а задачи материально-технического снабжения возложены на Ми-6. Транспортная авиация оснащена турбореактивными Ан-12. Во время войны 1973 года эти силы дополняли две эскадрильи ливийских «Миражей», алжирские истребители-бомбардировщики Су-7 и истребители «Хантер», которые пилотировали иракские летчики. И если «Миражи» вернулись в Ливию, то другие иностранные контингенты до сих пор находятся в Египте.
    Командование египетских ВВС признает, что замена устаревшей и изношенной в боях советской техники более современными образцами западного производства снижает степень готовности военно-воздушных сил. Утверждается, что после окончания Октябрьской войны Египет не получал ни одного советского самолета для восполнения боевых потерь, хотя русские полностью восстановили парк сирийских ВВС после 1973 года. Также говорится, что поставка самолетов МиГ-23 прошлой зимой и небольшие партии запасных частей, поступающие из Советского Союза, осуществляются в счет незавершенных довоенных контрактов. Поэтому египетские ВВС были вынуждены сократить ежемесячный налет пилотов с 20 до 15 часов, и переключить основные силы инженерных частей на разработку и производство запасных частей для поддержания боеготовности имеющихся самолетов.
    После восьми дней проведенных на позициях РЛС, пунктах боевого управления, в расположении зенитно-ракетных батарей, истребительных эскадрильях и центрах технической подготовки, после общения с руководством ВВС и ПВО, летчиками-истребителями, инженерами и техниками, командирами зенитно-ракетных батарей и операторами РЛС, у меня практически не осталось сомнений в том, что в ходе войны 1973 года египетские ВВС полностью восстановили свой боевой дух. Более того, командиры военно-воздушных сил гордятся собственными боевыми успехами – на протяжении всей кампании, начиная от наступления через Суэцкий канал и до последнего дня войны, египетская авиация играла важную роль и обеспечила решение таких задач, как:

    Офицеры египетских ВВС считают, что в октябре 1973 года им пришлось участвовать в двух войнах. В ходе первой войны с 6 по 10 октября египтянам, по их собственному мнению, удалось вместе с сирийцами наполовину уменьшить боевой состав израильских ВВС, что подтверждается значительным снижением уровня активности противника. Однако, после 16 октября, когда были отмечены крупные воздушные поставки американского оборудования Тель-Авиву и переброска самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom и A-4 Skyhawk на базу израильских ВВС в Эль-Арише (El Arish) на Синае, египтяне столкнулись с резким ростом вражеской активности в воздухе.
    «Началась новая война», - сказал корреспонденту AVIATION WEEK & SPACE TECHNOLOGY генерал египетских ВВС. – «Новые самолеты, новое вооружение и новая тактика. Как сказал президент Анвар Садат, мы готовились воевать с Израилем, но не с Соединенными Штатами».
    Среди командиров египетских ВВС очень распространено мнение, что многие из американских пилотов, перегонявших «Фантомы» в Израиль, затем воевали на них против ВВС Египта и Сирии.
    «Пилоты «Фантомов», с которыми мы встретились после 17 октября, применяли боевые приемы, которыми никогда не пользовались израильтяне», - заметил один из командиров египетских сил ПВО. – «Мы не знаем, были ли это добровольцы-резервисты или строевые пилоты регулярных американских частей, но это были точно не израильтяне».
    После общения с египетскими офицерами различных уровней становится очевидным, что свои действия на второй стадии войны они оценивают хуже, чем на первой. Они также опровергают утверждения Израиля о потере только 4 самолетов в воздушных боях. Командир истребительного полка МиГ-21, базирующегося в Иншасе (Inchas), заметил, что на счету трех его эскадрилий 22 победы в воздушных боях, которые подтверждаются пленками фотопулеметов.
    Он сказал, что в основном это были «Фантомы», поскольку главной задачей египтян был срыв израильских бомбовых ударов, хотя лично ему удалось сбить «Мираж» с помощью радиоуправляемой ракеты K-5 над Иншасом, а в одном из последних боев над Диверсуаром его полк сбил 4 «Миража», потеряв один МиГ-21. По мнению того же командира, многие из сбитых израильских пилотов, которым удалось уцелеть, докладывали, что их самолет уничтожен не МиГом, а зенитной ракетой просто из самолюбия.
    Пилоты истребительного полка в Иншасе хорошо отзываются о своих машинах - дневных МиГ-21М и всепогодных МиГ-21МФ, - характеризуя их как высокоманевренные истребители, хорошо подходящие для боев на низких и средних высотах, где и разворачивалось большинство ближних воздушных боев. Они отмечают превосходство МиГ-21 над «Миражами» и «Фантомами» на виражах, и говорят, что в бою стремились сблизиться с противником на дальность действительного огня из 23-милиметровой пушки.
Египетский МиГ-21 сбивает Мираж (1)
Редкие кадры - пленка фотопулемета МиГ-21 зафиксировала кадры ближнего боя с «Миражем» израильских ВВС. В начале МиГ-21 висит на хвосте «Миража» чуть ниже и левее, затем следует за «Миражем» по крутой горке, увеличивая счет попаданий из 23-мм пушки. Во время выполнения израильским пилотом горки топливный бак «Миража» вспыхивает. Это была одна из 22 подтвержденных воздушных побед, одержанных пилотами одного истребительного полка египетских ВВС.
    Подобную тактику египтян можно отчасти объяснить слабостями имевшихся ракет К-13 Atoll советского производства. Эти ракеты с тепловой системой наведения отличаются очень узким диапазоном допустимых перегрузок при запуске, относительно малой боевой частью и некоторыми проблемами с системой звукового оповещения пилота о готовности ракеты и захвате цели: для уведомления об окончании проверки ракеты и ее готовности к запуску используется непрерывный звуковой сигнал, который при захвате цели переходит в прерывистый, сигнализируя о возможности открытия огня. Гироскопический пушечный прицел-вычислитель также имеет тенденцию отключаться при относительно невысоких перегрузках, вынуждая пилота в ближнем бою выбирать упреждение на глазок.
    МиГ-21М оснащен автоматической системой связи с командным пунктом для управления перехватом с земли. Приборы управления самолета снабжены двумя стрелками: одна отображает реальные показания, а другая требуемые. При выполнении маневра перехвата пилот должен совместить стрелки. Если пилот не выполняет директивы наземного центра управления по какому-либо каналу управления, на панели приборов начинает мигать маленький красный индикатор. Система управления перехватом с земли предназначена для вывода МиГ-21 на цель на дальности 20 км, после чего летчик начинает использовать бортовой радар для поиска цели. После обнаружения цели пилот переключает радар в режим сопровождения и производит атаку с использованием ракет или пушки.
    При действиях в ударном варианте МиГ-21 египетских ВВС может нести две 500-килограмовые, или четыре 250-килограмовые бомбы, или четыре контейнера с неуправляемыми ракетами. Переключатель в кабине пилота позволяет запускать НУРСЫ из 12-зарядного контейнера как по одиночке, так и залпом.
    Пилот-ветеран МиГ-21, обладающий 17-летним опытом полетов и видевший тяжелые бои Октябрьской войны, отметил, что для полного раскрытия потенциала этого самолета нужно дополнить его выдающиеся пилотажные качества более совершенным пушечным прицелом, еще одной 23-мм пушкой и дополнительными топливными баками.
    Базирующийся в Иншасе полк МиГ-21 был оснащен двумя эскадрильями дневных истребителей МиГ-21М, вооруженных ракетами К-13 с тепловым наведением, и одной эскадрильей всепогодных МиГ-21МФ с двумя ракетами К-5 с радиолокационным наведением. Во время октябрьской войны полк выполнял перехваты воздушных целей и наносил удары по земле, выполнив в течение войны 2500 боевых вылетов с интенсивностью более 100 вылетов в сутки. Командует полком 40-летний полковник – один из немногих египетских пилотов, которому удалось сбить Мираж во время Шестидневной войны 1967 года. Он принимал участие во всех воздушных кампаниях, прошедших с тех пор, и летал на всех МиГах, начиная от МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, и заканчивая пятью типами МиГ-21, а также на «Фантоме». Во время нашего визита полковник устроил потрясающую демонстрацию маневренности МиГ-21 на низких высотах.
    По его словам, за время Октябрьской войны полк потерял двух пилотов - один был сбит при атаке наземных целей на Синае, другой погиб на аэродроме от бомбы с замедленным взрывателем. Полковник также отметил, что благодаря интенсивным тренировкам наземного персонала удалось сократить время взлета дежурного самолета до 3 минут, а на заправку и вооружение самолета, вернувшегося с боевого задания, требуется всего 7 минут.
    Командир полка сказал, что в первые дни Октябрьской войны он и его коллеги отмечали широкий разброс профессионализма и уровня подготовки израильских пилотов.
    «Мы всегда атаковали «Фантомы» первыми, чтобы заставить их сбросить бомбовую нагрузку», - говорит полковник. «Но некоторые пилоты паниковали настолько, что сбрасывали не только бомбы, но и пилоны. Это отнюдь не профессиональное поведение, а признак паники», - и он с гордость показывает бомбовую подвеску для «Фантома», сделанную в США, которую израильский пилот сбросил над Иншасой.
    «Они применяли стандартный атакующий порядок из четырех «Фантомов» и четырех «Скайхоков», но, потеряв при прорывах более половины самолетов, они отказались от использования «Скайхоков» для ударов по аэродромам и после трех дней боев окончательно прекратили подобные атаки. По словам захваченных в плен израильских пилотов, их командиры решили, что с учетом достигнутых результатов, потери слишком велики и окончательно отказались от ударов по аэродромам».
    «Мы заметили, что точность их бомбовых ударов снижалась при увеличении боевой нагрузки – казалось, что им, опять же, не хватает профессионализма. Они сбили несколько своих – в частности один самолет в ближнем бою над Порт-Саидом, - и это тоже признак паники и неопытности».
    (Это первая часть репортажа о египетских ВВС. Вторая, последняя часть будет опубликована в следующем выпуске еженедельника.)

“Aviation Week & Space Technology” , vol.102, No.26 от 30.06.1975.

Статью прислал В.Михалин
Перевел С.Вайнгардт

  1. Судя по носу, это скорее НЭШЕР, а не МИРАЖ (Прим. - В.Михалин.)