Антонов

Ан-124-100ВС «Руслан»
тяжелый транспортный самолет

    С 1998 г. АНТК им.О.К.Антонова является головным разработчиком авиационного сегмента авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРК КН) "Воздушный старт". К авиационному сегменту относятся самолет-носитель (СН), а также вся совокупность инженерных сооружений и наземных средств технического обслуживания. Базовый транспортный самолет Ан-124-100 модифицирован для установки ракеты космического назначения (РКН) "Полет" РКК "Энергия". Он является возвращаемой и многократно используемой первой ступенью системы выведения. На нем устанавливается комплекс технологического оборудования РКН и систем подготовки к пуску:Ан-124-100 (RA-82077) транспортной компании «Полет».
    - пусковое устройство для размещения и десантирования РКН из самолета-носителя;
    - автоматизированная система управления технологическими процессами подготовки РКН к полету;
    - автоматизированная система управления предпусковой подготовкой пуском и послепусковыми операциями;
    - автоматизированная система управления полетом РКН;
    - спутниковая навигационная система;
    - измерительный комплекс ракетного сегмента;
    - рабочие места для операторов пуска РКН с борта самолета.
    Самолет-носитель Ан-124-100 ВС с ракетой на борту выполняет беспосадочный перелет в зону пуска с максимальной нагрузкой 120 т (включая заправленную ракету и оборудование), десантирование РКН и возвращение на базу. Общая дальность такого полета - около 4000 км. Незаправленная ракета, масса которой вместе с оборудованием составляет около 35 т, может транспортироваться на расстояние до 8000 км.
    Самолет-носитель будет эксплуатироваться с тех же аэродромов, что и базовый Ан-124-100. Он способен взлетать практически из любой точки земного шара, где есть взлетно-посадочная полоса длиной не менее 3 км. Максимальная приближенность к заказчику места старта позволяет обеспечить оперативность выполнения задачи и гибкость графика выведения КА.Ан-124-100ВС
    Самолет оснащается бортовыми стартовыми системами, с помощью которых выполняются следующие операции:
    - установка транспортно-пускового контейнера с ракетой-носителем и полезным грузом в грузовую кабину;
    - заправка ракеты топливными компонентами и газами;
    - доставка РН в район запуска;
    - управление полетом ракеты и полезного груза, а также контроль параметров объектов;
    - передача необходимой информации в Центр управления полетом и другим потребителям.
    Разработчики авиационного сегмента сделали все для того, чтобы на переоборудование базового самолета в самолет-носитель потребовались минимальные доработки конструкции самолета, штатных систем и оборудования. Рабочие места операторов пуска РКН находятся в кабине экипажа, а стойки с радиоэлектронной аппаратурой ракетного сегмента - в верхней кабине сопровождающих.
    Критическим местом проекта "Воздушный старт" остается безопасное отделение ракеты от самолета-носителя. В АНТК "Антонов" проведен комплекс работ по изучению процессов движения ракеты внутри фюзеляжа и после ее разделения с самолетом-носителем:
    - экспериментальное определение в дозвуковой аэродинамической трубе АТ-1 аэродинамических характеристик моделей самолета-носителя с учетом интерференции в процессе разделения;
    - исследования динамики движения ракеты и самолета-носителя в момент их разделения;
    - моделирование и визуальные наблюдения в аэродинамической трубе АТ-1 процесса выхода динамической модели ракеты из модели самолета-носителя.процесс выхода модели ракеты из модели самолета-носителя
    Конструкторские проработки ключевых агрегатов комплекса и анализ результатов проведенных исследований по безопасному отделению ракеты-носителя подтвердили возможность технической реализации проекта АРК КН "Воздушный старт".
    Для реализации проекта до 21 июня 2000 г. четыре самолета Ан-124 «Руслан» были переданы Минобороны России в собственность авиакомпании «Полет» в соответствии с распоряжением правительства РФ №1705-р от 1 декабря 1998 года. В соответствии с распоряжением, эти самолеты предназначены для транспортировки изделий ракетно-космической техники и создания комплекса средств выведения космических объектов в рамках проекта «Воздушный старт». К декабрю 2000 г. самолеты ВТА были доработаны под тип сертифицированного гражданского воздушного судна Ан-124-100 на заводе «Авиастар» (г.Ульяновск). Была произведена установка навигационных систем и осуществляются доработки, связанные с уменьшением шума на местности.
    Помимо участия в проекте, переданные самолеты будут использоваться и для транспортных перевозок.

Описание
Разработчик ОКБ им. О.К.Антонова
Обозначение Ан-124-100ВС «Руслан»
Тип самолет-носитель
Первый полет -
Экипаж, чел 7 (6)
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 69,1
Размах крыла, м 73,3
Площадь крыла, м2 628,5
Габариты грузовой кабины, м длина грузового пола (с передней и задней рампами) 36,5 (43,8)
ширина 6,4
высота 4,4
Максимальная масса СН с РН, кг 392000
Масса ракетных систем на борту СН, кг РКН 100000
оборудование и системы РС 20000
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Д-18Т
Мощность двигателя, кгс (кН) 4х 23400 (229,75)
Летные данные
Диапазон крейсерских скоростей, км/ч 750-800
Диапазон крейсерских высот полета, км 9000-11000
Дальность полета, км с незаправленной РН 10000
с заправленной РН 4500
Потребная длина ВПП, м 3000

Исследования в аэродинамической трубеАн-124-100ВС в полете

Источники информации:

  1. Авиационный сегмент проекта «Воздушный старт» / Вестник авиации и космонавтики № 5 2001 /
  2. «Воздушный старт» -старт в будущее / Авиация и космонавтика № 7 2000 /
  3. Самолет-носитель Ан-124-100ВС / Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100