
Ан-124-100ВС «Руслан»
тяжелый транспортный самолет
С 1998 г. АНТК им.О.К.Антонова является головным разработчиком авиационного сегмента авиационно-ракетного комплекса
космического назначения (АРК КН) "Воздушный старт".
К авиационному сегменту относятся самолет-носитель (СН), а также вся совокупность инженерных сооружений и наземных
средств технического обслуживания. Базовый транспортный самолет Ан-124-100 модифицирован для
установки ракеты космического назначения (РКН) "Полет" РКК "Энергия". Он является возвращаемой и многократно используемой
первой ступенью системы выведения. На нем устанавливается комплекс технологического оборудования РКН и систем подготовки к пуску:
- пусковое устройство для размещения и десантирования РКН из самолета-носителя;
- автоматизированная система управления технологическими процессами подготовки РКН к полету;
- автоматизированная система управления предпусковой подготовкой пуском и послепусковыми операциями;
- автоматизированная система управления полетом РКН;
- спутниковая навигационная система;
- измерительный комплекс ракетного сегмента;
- рабочие места для операторов пуска РКН с борта самолета.
Самолет-носитель Ан-124-100 ВС с ракетой на борту выполняет беспосадочный перелет в зону пуска с максимальной нагрузкой 120 т (включая заправленную ракету и оборудование), десантирование
РКН и возвращение на базу. Общая дальность такого полета - около 4000 км. Незаправленная ракета,
масса которой вместе с оборудованием составляет около 35 т, может транспортироваться на расстояние до 8000 км.
Самолет-носитель будет эксплуатироваться с тех же аэродромов, что и базовый Ан-124-100. Он способен взлетать практически из любой точки земного шара,
где есть взлетно-посадочная полоса длиной не менее 3 км. Максимальная приближенность
к заказчику места старта позволяет обеспечить оперативность выполнения задачи и гибкость графика
выведения КА.
Самолет оснащается бортовыми стартовыми системами, с помощью которых выполняются следующие операции:
- установка транспортно-пускового контейнера с ракетой-носителем и полезным грузом в грузовую кабину;
- заправка ракеты топливными компонентами и газами;
- доставка РН в район запуска;
- управление полетом ракеты и полезного груза, а также контроль параметров объектов;
- передача необходимой информации в Центр управления полетом и другим потребителям.
Разработчики авиационного сегмента сделали все для того, чтобы на переоборудование базового самолета в самолет-носитель потребовались минимальные
доработки конструкции самолета, штатных систем и оборудования. Рабочие места операторов пуска РКН
находятся в кабине экипажа, а стойки с радиоэлектронной аппаратурой ракетного сегмента - в верхней кабине сопровождающих.
Критическим местом проекта "Воздушный старт" остается безопасное отделение ракеты от самолета-носителя. В АНТК "Антонов" проведен комплекс работ по
изучению процессов движения ракеты внутри фюзеляжа и после ее разделения с самолетом-носителем:
- экспериментальное определение в дозвуковой аэродинамической трубе АТ-1 аэродинамических характеристик моделей самолета-носителя с учетом интерференции в процессе разделения;
- исследования динамики движения ракеты и самолета-носителя в момент их разделения;
- моделирование и визуальные наблюдения в аэродинамической трубе АТ-1 процесса выхода динамической модели ракеты из модели самолета-носителя.
Конструкторские проработки ключевых агрегатов комплекса и анализ результатов проведенных исследований по безопасному отделению ракеты-носителя
подтвердили возможность технической реализации проекта АРК КН "Воздушный старт".
Для реализации проекта до 21 июня 2000 г. четыре самолета Ан-124 «Руслан» были переданы Минобороны России в собственность авиакомпании «Полет» в соответствии
с распоряжением правительства РФ №1705-р от 1 декабря 1998 года. В соответствии с распоряжением, эти самолеты предназначены для транспортировки изделий ракетно-космической
техники и создания комплекса средств выведения космических объектов в рамках
проекта «Воздушный старт». К декабрю 2000 г. самолеты ВТА были доработаны под тип сертифицированного гражданского воздушного судна Ан-124-100
на заводе «Авиастар» (г.Ульяновск). Была произведена установка навигационных систем и осуществляются доработки,
связанные с уменьшением шума на местности.
Помимо участия в проекте, переданные самолеты будут использоваться и для транспортных перевозок.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им. О.К.Антонова | |
Обозначение | Ан-124-100ВС «Руслан» | |
Тип | самолет-носитель | |
Первый полет | - | |
Экипаж, чел | 7 (6) | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 69,1 | |
Размах крыла, м | 73,3 | |
Площадь крыла, м2 | 628,5 | |
Габариты грузовой кабины, м | длина грузового пола (с передней и задней рампами) | 36,5 (43,8) |
ширина | 6,4 | |
высота | 4,4 | |
Максимальная масса СН с РН, кг | 392000 | |
Масса ракетных систем на борту СН, кг | РКН | 100000 |
оборудование и системы РС | 20000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДД Д-18Т | |
Мощность двигателя, кгс (кН) | 4х 23400 (229,75) | |
Летные данные | ||
Диапазон крейсерских скоростей, км/ч | 750-800 | |
Диапазон крейсерских высот полета, км | 9000-11000 | |
Дальность полета, км | с незаправленной РН | 10000 |
с заправленной РН | 4500 | |
Потребная длина ВПП, м | 3000 |
Источники информации:
- Авиационный сегмент проекта «Воздушный старт» / Вестник авиации и космонавтики № 5 2001 /
- «Воздушный старт» -старт в будущее / Авиация и космонавтика № 7 2000 /
- Самолет-носитель Ан-124-100ВС / Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» /