Р, 114Р
реактивные истребители

Истребитель-перехватчик «114Р» (реконструкция М.В.Орлова)

    В 1941 году в Омске, куда был эвакуирован завод № 156 с тюремным конструкторским бюро ЦКБ-29, Р.Л.Бартини начал прорабатывать предложение по реактивному самолету «Р». «Р» - сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением (шайбы высотой 1 м) на концах крыла и с однолыжным убираемым шасси. Силовая установка была скомпонована по принципу газодинамического слияния несущих и тянущих устройств - слияния двигателя и крыла. Это достигалось превращением внешних отсеков крыла в плоские прямоточные комбинированные двигатели, в которых применялась инжекция воздуха перегретыми парами топлива и окислителя с рекуперацией внутреннего и внешнего нагрева поверхности конструкции. На старте двигательная установка работала как жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) с подсосом воздуха, а при больших скоростях – как прямоточный воздушно-реактивный двигатель с использованием инжекции паров горючего. Проведенные опыты с инжектором такого рода подтвердили правильность предложенной концепции. Расчетная скорость самолета «Р» не должна была превышать 1250 километров в час на высоте 10000 метров, а продолжительность полета – 30 минут.
    В начале 1942 г. Бартини был доставлен из Омска в Москву. Здесь Л.П.Берия поручает ему создание реактивных истребителей-перехватчиков. Истребитель-перехватчик «114Р»
    Дальнейшим развитием идеи самолета «Р» стал проект зенитного истребителя-перехватчика «114Р». Вероятно, это был первый в Советском Союзе (а возможно и в мире) проект сверхзвукового самолета с стреловидным крылом и реактивным двигателем.
    С обоих сторон фюзеляжа «114Р» в корневых частях крыла в виде отдельных эжекторных двигательных блоков располагались по два ЖРД, разработанных под руководством В.П.Глушко также в тюремном конструкторском бюро, находившемся в годы войны в Казани. Стреловидное крыло (33° по передней кромке) должно было иметь управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества. Схемы устройства, предназначенного для управления пограничным слоем крыла, на сохранившихся чертежах обнаружить не удалось, хотя известно, что отсос пограничного слоя с крыла должен был осуществляться струями ЖРД, подобно тому, как это предлагалось в проекте «Р». Вооружение самолета, видимо, состояло из двух пушек ШВАК калибра 20 мм. Для взлета использовались сбрасываемые колесные «тележки-шасси», для посадки - лыжа–полоз с амортизатором в виде резиновой воздушной камеры. На земле самолет опирался на одну из отогнутых вниз законцовок крыла – ласту. Кроме этого, рассматривалась возможность старта перехватчика с авиаматки на высоте около 10000 метров. Если при взлете с земли его расчетный потолок достигал 24000 метров, то после отцепки от самолета- носителя – 40000 метров! К самолету разрабатывался инфракрасный локатор. 114Р должен был развивать невиданную для 1942 скорость более 2000 км/ч! В разработке проекта участвовали: по технологии - Е.П.Шекунов, по прочности - В.Н.Беляев, по локатору - К.Е.Полищук.
    Кроме того, Р.Л.Бартини составил доклад о применении реактивных двигательных установок в авиации и об организации исследовательских работ и опытного строительства в этой области.
    Планировалось построить безмоторный вариант самолета, планер «114Р-б». Но ни планер, ни самолет построен не был.
    Осенью 1943 года, когда положение советских войск на фронтах Великой Отечественной войны после Курской битвы существенно улучшилось, группу Р.Л.Бартини реорганизовали и специалистов передали в другие подразделения.

Описание
Конструкция ОКБ Р.Л.Бартини
Обозначение Р Р-114
Тип истребитель зенитный истребитель-перехватчик
Экипаж, чел. 1 1
Длина, м 6,8 6,8
Размах крыла, м 5,5 6,35
Взлетный вес, кг 2400 -
Вес топлива, кг 1000 -
Силовая установка
Число двигателей   4
Двигатель ЖРД-ПВРД ЖРД В.П.Глушко
Тяга двигателя, кгс   300
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость полета, км/ч 1000 >2000
Истребитель-перехватчик «114Р»

Источники информации:

  1. История конструкций самолетов в СССР(1938-50), т.2 / В.Б.Шавров /
  2. «Красные самолеты» / И.Чутко, 1982 /
  3. Одиссея «Красного Барона» / Техника-Молодежи №6 2000 г /
  4. Самолеты Р.Л.Бартини / Н.В.Якубович, – М.: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2006 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100