А-40 «Альбатрос»
многоцелевой самолет-амфибия
история создания
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет представляет собой свободнонесущий двухдвигательный моноплан
с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. В планере самолета широко
использованы сотовые клееные конструкции и неметаллические материалы.
Фюзеляж: однореданный большого удлинения. Впервые в мировой практике для него разработано днище
переменной килеватости, что позволило улучшить устойчивость
и управляемость самолета при движении по воде, а также уменьшить перегрузки при взлете и посадке. В передней части
фюзеляжа за обтекателем антенны РЛС находится кабина экипажа,
за ней расположен отсек радиоэлектронного оборудования, а в задней части фюзеляжа
- отсек вооружения.
Самолет имеет крыло большого удлинения со стреловидностью по передней кромке примерно 27°.
Оно оборудовано мощной механизацией, состоящей из выдвижных двухщелевых закрылков, занимающих наибольшую часть размаха, по всему
размаху на передней кромке расположены отклоняемые носки.
Под концевыми частями крыла на коротких пилонах установлены неубирающиеся поплавки, служащие для повышения
устойчивости самолета на воде. В задней части фюзеляжа имеется водяной руль.
Трехстоечное колесное шасси самолета используется для эксплуатации его на аэродромах с твердым покрытием. При
взлете с аэродрома длина разбега составляет 1000-1200 м, длина пробега при посадке - 700-900 м. При эксплуатации
на воде необходимая длина акватории составляет 3200 м. Самолет способен производить взлет и посадку на воду при высоте волн до 1,8 м. В полете и при взлетах и посадках в режиме гидросамолета передняя стойка шасси убирается в фюзеляж,
а основные - в обтекатели, расположенные за крылом. Имеются сведения о возможности установки лыжного шасси для эксплуатации самолета на заснеженных площадках.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30 КВП
Пермского МКБ со взлетной тягой 15000 кгс. Двигатели расположены над обтекателями основных стоек
шасси таким образом, что крыло защищает их воздухозаборники от попадания в них воды при взлете и посадке. Для дополнительной защиты двигателей от попадания в них воды
используются брызгоотражатели, установленные по бортам фюзеляжа в носовой части и перед реданом. Для улучшения
характеристик при взлете с водной поверхности самолет оснащен двумя бустерными турбореактивными двигателями
РД-60К (КБ В.Климова), установленными под двигателями главной силовой установки в
обтекателях основных стоек шасси. Суммарная тяга этих двигателей составляет 5000 кгс.
Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе
с топливоприемной штангой, расположенной сверху носовой части корпуса.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет имеет необходимое гидроакустическое оборудование, радиоэлектронные и вычислительные средства, по
зволяющие ему решать боевые задачи самостоятельно или
во взаимодействии с надводными кораблями, своими подводными лодками и самолетами ДРЛО.
На исходном варианте ПЛО устанавливаются РЛС с антенной в носовом
обтекателе, оптический прицел, гидроакустическое оборудование, система
управления вооружением - комплекс бортовой поисково-прицельной аппаратуры «Сова».
Морской спасатель Бе-42 оснащен радиолокационным и навигационным оборудованием, позволяющим вести
спасательные работы в условиях ограниченной видимости (например, в тумане, в ночное время).
При тушении пожаров «Альбатрос» способен производить забор воды на борт без приводнения - в режиме глиссирования, что
позволяет увеличить частоту вылетов к очагу пожара.
ВООРУЖЕНИЕ. В отсеке вооружения самолета длиной 6,1 м могут разместиться до 3
противолодочных торпед «Орлан», или 4-6 противолодочных/противокорабельных управляемых ракет «Коршун», «Ястреб» или «Орел».
Максимальная масса боевой нагрузки составляет 6500 кг.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ТАНТК им. Г.М.Бериева | ||
Обозначение | А-40 «Альбатрос» | Бе-40П/ПТ | |
Кодовое обозначение NATO | Mermaid | ||
Тип | многоцелевой самолет-амфибия | ||
Первый полет | декабрь 1986 г | проект | |
Принят на вооружение | 1990 г. | ||
Экипаж, чел | 5 (8) | 3 | |
Число пассажиров | 105/37-70 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета с заправочной штангой, м | 43,84 | ||
Размах крыла, м | 41,62 | ||
Площадь крыла, м2 | 200,00 | ||
Стреловидность крыла по передней кромке | 27° | ||
Высота самолета (на сухопутной стоянке), м | 11,07 | ||
Размеры основной кабины (без кабины летного экипажа), м | общая длина | 13,9 | |
длина герметизированной части | 7,9 | ||
максимальная ширина | 3,25 | ||
максимальная высота | 2,1 | ||
Масса максимальная, кг | взлетная | 90 000 | |
нормальна взлетная | 86 000 | ||
посадочная на аэродром | 73000 | ||
посадочная на воду | 85000 | ||
Масса пустого самолета, кг | 44000 | ||
Максимальная нагрузка, кг | боевая | 6500 | |
коммерческая | 10000 | ||
Полный запас топлива, кг | 35000 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | основные | 2 | |
бустерные | 2 | ||
Тип двигателя | основные | ТРДД Д-30КПВ | |
бустерные | ТРД РД-60К | ||
Мощность двигателя, кгс (кH) | основные | 2х 15000 (147,1) | |
бустерные | 2х 2500 (24,52) | ||
Уровень шума в ЕРМ дБ | при взлете | 104 | |
при наборе высоты | 99 | ||
при посадке | 102 | ||
Летные данные | |||
Максимальное число М полета | 0,79 | ||
Скорость полета, км/ч | патрулирования | 320 - 400 | |
крейсерская | 720 | ||
максимальная на высоте 6000 м | 760 | ||
Скорость сваливания, км/ч | с убранными закрылками | 270 | |
с выпущенными закрылками | 182 | ||
Практический потолок, м | 9700 | ||
Эксплуатационная высота полета, м | 8000 | ||
Дальность полета, км | с полным запасом топлива | 5500 | |
с максимальной нагрузкой | 4100 | 4000/4200 | |
Максимальная продолжительность патрулирования, ч. | без дозаправки | 5-8 | |
с дозаправкой | 12 | ||
Мореходность (высота волны), м | 2,2 | ||
Потребная длина, м | ВПП аэродрома | 1800 | |
акватории | 3200 | ||
Длина разбега, м | с аэродрома | 1000 | |
с воды | 2000 | ||
Длина пробега, м | на аэродроме | 700 | |
на воде | 900 | ||
Вооружение | |||
Противолодочные торпеды "Орлан" | 3 | ||
Ракеты ПЛО | "Ястреб" | 4 | |
"Коршун" | 4 | ||
"Орел" | 6 | ||
Мины, глубинные бомбы, радиогидроакустические буи |
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» / НИИЭАП /
- Энциклопедия современных вооружений. Версия 2.0 / «Акелла» /
- ТАНТК им.Бериева
- А-40 «АЛЬБАТРОС» / Уголок неба /
- Авиация и космонавтика № 10.2000
- В.М.Мартыненко Путь к «Альбатросу», Таганрог, 2000 г.
- Гордость России. Фотоколлекция / ЛАНА-Пресс, 1997, CD-ROM /